Диафрагма экономайзера Солекс замена 2108
Карбюраторы Солекс – 2108, 21081, 21083 и их модификации оснащены устройством принудительного обогащения топливной смеси на мощностных режимах (при полностью открытых дроссельных заслонок обеих камер карбюратора). Это экономайзер мощностных режимов.
Его работоспособность напрямую зависит от исправности установленной в его корпусе диафрагмы. Ее повреждение и выход экономайзера из строя приводит к некоторому падению мощности и приемистости двигателя автомобиля, повышению расхода топлива, невозможности отрегулировать обороты холостого хода (топливо на ХХ поступает в цилиндры двигателя в обход системы ХХ по каналу экономайзера).
Заменить поврежденную диафрагму на карбюраторах Солекс – 2108, 21081, 21083 можно не снимая его с двигателя автомобиля.
Порядок действий при замене диафрагмы экономайзера
— Отворачиваем три винта крепления крышки корпуса экономайзера мощностных режимов.
винты крепления крышки корпуса экономайзера мощностных режимов карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс— Снимаем крышку, находящуюся под ней возвратную пружину и диафрагму.
снятие диафрагмы экономайзера мощностных режимов карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс— Устанавливаем новую диафрагму толкателем в клапан экономайзера, находящийся в его корпусе.
— Прижимаем ее крышкой с пружиной и закручиваем винты крепления.
При установке диафрагмы, пружины и крышки ориентируем их по латунной трубке канала подведения разрежения в корпус карбюратора.
Примечания и дополнения
— Перед установкой новой диафрагмы или при проверке старой, но еще работоспособной, необходимо проверить высоту толкателя диафрагмы. Лучше всего сделать это при помощи штангенциркуля. Высота толкателя должна составлять не менее 6 мм, что обеспечивает нормальную работу экономайзера мощностных режимов.
Еще статьи на сайте по карбюратору Солекс
— Устройство экономайзера мощностных режимов карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Проверка и ремонт экономайзера мощностных режимов карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Проверка и ремонт ускорительного насоса карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Разборка карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Экономайзер мощностных режимов карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс схема
Принцип действия, работа экономайзера 21073 Солекс
Она позволяет дополнительному топливу поступать в распылитель ГДС 1-й камеры, минуя ее главный топливный жиклер. Зная его принцип действия и порядок работы можно устранить некоторые распространенные неисправности в работе карбюратора и двигателя автомобиля (снижение мощности и приемистости, «перелив» и пр.).
Принцип действия экономайзера мощностных режимов карбюратора Солекс 21073
Принцип действия экономайзера мощностных режимов «нивского» карбюратора Солекс 21073 основан на воздействии разрежения, возникающего в смесительной камере карбюратора при работе двигателя (движение поршней в цилиндрах), на его диафрагму (мембрану) толкатель которой либо отпирает запорный топливный клапан (экономайзер включен), либо запирает (экономайзер выключен), что позволяет дополнительному объему топлива поступать в ГДС.
Порядок работы экономайзера мощностных режимов карбюратора 21073 Солекс
Режим холостого хода, либо малых нагрузок
Режим мощностных нагрузок — разгон
На режиме мощностных нагрузок – разгон, дроссельная заслонка сильно или полностью открыта. Разрежение во впускном коллекторе и в смесительной камере карбюратора падает и больше не вытягивает диафрагму экономайзера. Под действием возвратной пружины она перемещается вперед и своим толкателем нажимает на шарик запорного топливного клапана. Шарик отпирает отверстие и топливо через запорный клапан поступает сначала в топливную камеру экономайзера, а оттуда через калиброванный жиклер в топливный канал, ведущий в эмульсионный колодец первой камеры ГДС карбюратора. Уровень топлива в нем повышается, вызывая обогащение топливной смеси, поступающей через распылитель ГДС в цилиндры двигателя. Двигатель, получив порцию богатой смеси, увеличивает свои мощность и приемистость.
Режим мощностных нагрузок – равномерное движение с постоянной скоростью
При равномерном движении автомобиля с определенной скоростью дроссельная заслонка прикрывается, разрежение под ней увеличивается, диафрагма экономайзера оттягивается назад, клапан запирается. Топливная смесь обедняется, тем самым обеспечивается экономичность двигателя.
Примечания и дополнения
— Аналогичным образом работает экономайзер мощностных режимов на других модификациях карбюратора Солекс (2108, 21081, 21083, 21051, 21053 и пр.).
— Экономайзер мощностных режимов имеет слабое место – запорный клапан. При малейшей его негерметичности на диаметре шарика появляется сечение размером гораздо большее диаметра топливного жиклера во впускном топливном канале. Топливо в таком случае течет через экономайзер постоянно, обогащая топливную смесь на всех режимах работы двигателя автомобиля. А это «перелив» и связанные с ним неисправности: повышенный расход, черные свечи зажигания, дым из глушителя, перебои в работе двигателя и пр.
— К аналогичному эффекту (экономайзер постоянно включен) приводит негерметичность канала подведения разрежения за диафрагму.
— При уменьшении размера толкателя диафрагмы (менее 6 мм) наблюдается обратная картина, экономайзер постоянно выключен (толкатель не нажимает на шарик клапана). Топливо не проходит через экономайзер и топливная смесь не обогащается на мощностных режимах. Мощность и приемистость двигателя незначительно снижаются.
Подробно о неисправностях экономайзера: «Проверка и ремонт экономайзера мощностных режимов карбюратора Солекс».
Еже статьи по экономайзеру мощностных режимов карбюратора Солекс
— Устройство экономайзера мощностных режимов карбюратора Солекс
— Схема экономайзера мощностных режимов карбюратора Солекс
— Замена диафрагмы экономайзера мощностных режимов карбюратора Солекс, не снимая его с двигателя
Эконостат карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
Назначение эконостата карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
Эконостат карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс предназначен для дополнительного обогащения топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя на режиме максимальных нагрузок с целью увеличения мощности и приёмистости.
Устройство эконостата Солекс
Эконостат представляет собой трубку с распылителем, встроенную в крышку (верхнюю часть карбюратора), которая погружена в поплавковую камеру карбюратора.
1. Топливозаборная трубка.
2. Топливный жиклер.
3. Распылитель.
4. Топливный канал.
Принцип действия эконостата
Под действием сильного разрежения у носика распылителя эконостата (дроссельные заслонки полностью открыты, обороты коленчатого вала предельные), топливо из поплавковой камеры поднимается вверх по топливозаборной трубке. Далее оно попадает в топливный канал, а потом в распылитель. Топливная смесь обогащается, мощность и приемистость двигателя растет.
Ремонт эконостата
Ремонт эконостата заключается в прочистке, промывке и продувании его каналов. Удобнее всего это сделать сняв крышку карбюратора.
элементы эконостата карбюратора 2108, 21081, 21083 СолексПримечания и дополнения
— Сравнение: «Эконостат карбюратора 21073 Солекс: устройство, принцип действия».
Еще статьи по карбюраторам Солекс
— Замена диафрагмы (мембраны) ускорительного насоса карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Экономайзер мощностных режимов карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Игольчатый клапан карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Ускорительный насос карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Пусковое устройство карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
Обогатительные устройства карбюраторов. Экономайзер. | Автолюкс
Обогатительные устройства карбюраторов. Экономайзер. Карбюраторы, имеющие главное дозирующее устройство с компенсацией смеси и систему холостого хода, обеспечивают экономичную и надежную работу двигателя на малых и средних нагрузках.
Однако, чтобы обеспечить все режимы работы двигателя, карбюратор должен иметь обогатительные устройства. Такими устройствами в современных карбюраторах являются экономайзер, эконостат, ускорительный насос и пусковое обогатительное устройство.
Экономайзер мощностных режимов. Экономайзер служит для обогащения горючей смеси при полной нагрузке двигателя или при плавном разгоне. Чаще всего экономайзер работает совместно с главной дозирующей системой, увеличивая поступление топлива для смесеобразования. Дополнительное топливо подается в распылитель главного жиклера через специальный клапан с механическим или пневматическим приводом.
Экономайзер с механическим приводом от дроссельной заслонки (рис. 16)
Рис. 16. Схема экономайзера с механическим приводом:
1 — поплавковая камера; 2 — планка привода клапана экономайзера; 3 — толкатель клапана экономайзера; 4 — дроссельная заслонка; 5 — рычаг дроссельной заслонки; 6 — жиклер экономайзера; 7 — шток привода клапана экономайзера; 8 — клапан экономайзера.
Экономайзер обеспечивает обогащение горючей смеси при нагрузках, близких к полной, при резком открытии дросселя. Конструктивно экономайзеры могут быть выполнены с механическим, пневматическим или инерционным приводом. Экономайзер с механическим приводом (рис. 17, а) кинематически связан с дроссельной заслонкой 1 и содержит подпружиненный шток 5 привода, клапан б с пружиной 7, топливный канал 8, топливный жиклер 4 и распылитель 3, выходящий в главный воздушный канал 2. При полном открывании дроссельной заслонки шток 5 воздействует на клапан б, и топливо под действием разрежения через канал 8, топливный жиклер 4 и распылитель 3 поступает в главный воздушный канал карбюратора. Для упрощения конструкции привод экономайзера и ускорительного насоса объединены.
Рис. 17. Экономайзер с механическим (а) и пневматическим (б) приводами
По этой схеме выполнены карбюратор К-126П, -126Н, -133М и -126ГМ производства ОАО «ПеКАР».
Экономайзеры с пневматическим приводом реализованы в карбюраторах производства ДААЗ (рис. 17, б). Он содержит мембрану со штоком 5, надмембранную полость 3 с пружиной 4, подмембранную полость, сообщенную через канал 8 с распылителем карбюратора и через центральный канал с поплавковой камерой 7.
Надмембранная полость 3 через канал 2 в крышке 6 и корпусе Iкарбюратора сообщена с задроссельным пространством. По мере открытия дроссельной заслонки разрежение в задроссельном пространстве уменьшается. Мембрана под действием пружины перемещается вправо и открывает центральный канал, перекрываемый запорным элементом 10. Топливо из поплавковой камеры 7 поступает в подмембранную полость и по каналу 8 и 9 к распылителю. Экономайзер, включенный в ГДС, содержит корпус, крышку, запорный элемент, нагруженный пружиной, соединительный канал, топливный жиклер и эмульсионный колодец, с воздушным и топливным жиклерами.
При закрытой дроссельной заслонке разрежение из задроссельного пространства передается по каналу в наддиафрагменную полость, сжимает пружину и удерживает клапан в закрытом положении. При снижении разрежения под действием пружины клапан открывается.
Топливо из поплавковой камеры поступает в главный воздушный канал. Применение дополнительного воздушного канала обеспечивает улучшение эмульсирования топлива в ГДС.
Экономайзер карбюраторов ДААЗ-2108, -21081 для двигателей автомобилей ВАЗ-2108, -2109 и ЗАЗ-1102 (рис. 18) представляет собой отдельную дозирующую систему, подключенную параллельно ГТЖ первичной камеры непосредственно к поплавковой камере 8 через клапан 5 с запорным элементом (шариком) и каналом 6. Основным узлом экономайзера рабочих режимов является мембрана 4 с толкателем, взаимодействующая с шариковым клапаном. Мембрана 4 нагружена пружиной 2.
Рис. 18. Экономайзер мощностных режимов карбюраторов ВАЗ-2108 и –21081
Надмембранная полость 3 сообщена с задроссельным пространством при помощи канала 1, заканчивающегося демпфирующим жиклером 76, предназначенным для сглаживания пульсаций разрежения и размещенным в выемке выходящей к стенке первичной камеры у края привалочного фланца.
Подмембранная полость, выполненная в корпусе 7 карбюратора, через топливный жиклер 14 подключена к главной дозирующей системе, содержащей топливный жиклер 13,
эмульсионный колодец 12 с трубкой, воздушный жиклер 9 и распылитель 11 в малом диффузоре 10.
При больших открытиях дроссельной заслонки 15 под действием пружины мембрана 4 с толкателем воздействует на шарик и открывает доступ топлива через канал 6 в подмембранную полость, а затем и в эмульсионный колодец 12.
Запорный элемент (шарик) при работающем двигателе с закрытой дроссельной заслонкой удерживается в закрытом положении под действием пружины. В этом случае разрежение из задроссельного пространства не передается по каналу в надмембранную полость.
На режимах XX и малых нагрузок разрежение над мембраной 11 достаточно велико, что обеспечивает преодоление усилия надмембранной пружины и удаление толкателя от запорного шарикового клапана. При полной нагрузке разрежение в надмембранной полости не обеспечивает удержание мембраны. Запорный элемент под действием пружины мембраны через толкатель открывает запорный клапан. Пружина перемещает мембрану 4. Топливо из поплавковой камеры поступает по каналу и через открытый канал заполняет подмембранную полость. Затем под действием разрежения топливо через жиклер экономайзера поступает в эмульсионный колодец параллельно топливному потоку, проходящему через ГТЖ, к распылителю и в главный воздушный канал, обогащая горючую смесь.
Порог срабатывания клапана выбирают таким образом, чтобы его открытие происходило при достижении более низких величин разрежений за дросселем. Топливный клапан экономайзера начинает открываться, когда дроссельная заслонка второй камеры и разрежение составляют примерно 16,0 кПа (120 мм рт. ст.). Расход топлива через экономайзер 0,6—0,8 кг/ч. В экономайзере применяют топливный жиклер с маркировкой 40 и демпфирующий жиклер 16 с маркировкой 30.
Экономайзер с пневматическим приводом реализован преимущественно в карбюраторах производства ДААЗ. Применение экономайзера сопровождается ступенчатым протеканием нагрузочной характеристики. Применение экономайзера с механическим или пневматическим приводом сопровождается ступенчатым протеканием нагрузочной характеристики, что ведет к повышенному расходу топлива и ВВ.
В некоторых конструкциях, например в карбюраторе ДААЗ-1111-1107010 автомобиля ВАЗ-1111 «Ока», применяют одновременно эконостат с пневматическим приводом и инерционный экономайзер (рис. 19).
Рис. 19. Эконостат карбюратора ВАЗ-1111
Устройство содержит трубку 3, сообщенную с поплавковой камерой ниже уровня топлива, и распылитель эконостата 2, размещенный перед малым диффузором вторичной камеры. Эконостат обогащает горючую смесь второй камеры на режимах, близких к максимальным, при полностью открытых дроссельных заслонках.
Инерционный экономайзер содержит трубку 4, размещенную в поплавковой камере над уровнем топлива, и распылитель 7 с косым срезом, размещенный в малом диффузоре. Распылитель выполнен в виде прямоугольной щели высотой 4,0 и 5,25 мм и шириной 2,4 мм соответственно в первой и второй камерах карбюратора. Площади прямоугольных щелей эквивалентны площади круга диаметром 3,5 и 4,0 мм, которые приняты в качестве маркировки распылителей 3,5 и 4,0.
Данный экономайзер обеспечивает обогащение горючей смеси при движении автомобиля на подъеме, при резких ускорениях, а также для обеспечения устойчивой работы двигателя на левом вираже автомобиля.
Применение экономайзера с механическим или пневматическим приводом сопровождается ступенчатым протеканием нагрузочной характеристики, что ведет к повышенному расходу топлива и выбросу вредных веществ.
В двухкамерных карбюраторах с последовательным открыванием дроссельных заслонок очень часто подобный экономайзер не применяют. В этом случае его функции выполняет вторичная камера, отрегулированная на обогащенную горючую смесь, а первичная — на обедненную. В таких карбюраторах обогащение происходит не при полном открывании дроссельной заслонки вторичной камеры, а в момент вступления ее в работу карбюратора. Подобная конструкция обеспечивает снижение расхода топлива в эксплуатации, поскольку карбюратор преимущественно работает в первичной камере.
Особенности карбюратора 2108
Карбюратор типа «Солекс» — эмульсионного типа, двухкамерный, с последовательным открытием дроссельных заслонок.
Привод заслонок механический
Рис. 1 Карбюратор (вид слева)
Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру, систему отвода картерных газов, подогрев зоны дроссельной заслонки первой камеры, пусковое устройство с ручным управлением, электромагнитный запорный клапан холостого хода.
Топливо подается в карбюратор через сетчатый фильтр и игольчатый клапан, который поддерживает заданный уровень топлива в поплавковой камере.
Рис. 2 Карбюратор (вид справа)
Отличие лишь в том, что на карбюраторе 21083–1107010-31 установлено полуавтоматическое пусковое устройство.
А на карбюраторе 2108,21081,21083 стоит механическое, которое управляется кнопкой «подсоса».
Главная дозирующая система
Рис. 1. Схема главных дозирующих систем
Топливо через сетчатый фильтр 4 (рис. 1) и игольчатый клапан 6 подается в поплавковую камеру.
Из поплавковой камеры топливо поступает через главные топливные жиклеры 9 в эмульсионные колодцы и смешивается с воздухом, выходящим из отверстий эмульсионных трубок 1, которые изготовлены заодно с главными воздушными жиклерами.
Через распылители 2 топливно-воздушная эмульсия попадает в малые и большие диффузоры карбюратора.
Дроссельные заслонки 8 и 10 соединены между собой таким образом, что вторая камера начинает открываться, когда первая уже открыта на 2/3 величины.
Система холостого хода
Рис. 2. Схема системы холостого хода и переходных систем
Забирает топливо из эмульсионного колодца после главного топливного жиклера 7 (рис. 2).
Топливо подводится к топливному жиклеру 2 с электромагнитным запорным клапаном 1, на выходе из жиклера смешивается с воздухом, поступающим из проточного канала и из расширяющейся части диффузора (для обеспечения нормальной работы карбюратора при переходе на режим холостого хода).
Эмульсия выходит под дроссельную заслонку через отверстие, регулируемое винтом 9 содержания окиси углерода (СО) в отработавших газах.
Переходные системы
При открытии дроссельных заслонок карбюратора до включения главных дозирующих систем топливновоздушная смесь поступает:
– в первую смесительную камеру через жиклер 2 холостого хода и вертикальную щель 8 переходной системы, находящуюся на уровне кромки дроссельной заслонки в закрытом положении;
– во вторую смесительную камеру через выходное отверстие 6, находящееся чуть выше кромки дроссельной заслонки в закрытом положении.
Топливо поступает из жиклера 4 через трубку, смешивается с воздухом из жиклера 5, поступающим через проточный канал.
Экономайзер мощностных режимов
Рис. 3. Схема эконостата и экономайзера мощностных режимов
Срабатывает при определенном разрежении за дроссельной заслонкой 5 (рис. 3).
Топливо забирается из поплавковой камеры через шариковый клапан 8.
Клапан закрыт, пока диафрагма удерживается разрежением во впускной трубе.
При значительном открытии дроссельной заслонки разрежение несколько падает и пружина диафрагмы 7 открывает клапан.
Топливо, проходящее через жиклер 9 экономайзера, добавляется к топливу, которое проходит через главный топливный жиклер 4, обогащая горючую смесь.
Эконостат
Работает при полной нагрузке двигателя на скоростных режимах, близких к максимальным, при полностью открытых дроссельных заслонках.
Топливо из поплавковой камеры через жиклер 3 поступает в топливную трубку и высасывается через впрыскивающую трубку 13 во вторую смесительную камеру, обогащая горючую смесь.
Ускорительный насос
Рис. 4. Схема ускорительного насоса
Диафрагменный, с механическим приводом от кулачка 6 (рис. 4) на оси дроссельной заслонки первой камеры.
При закрытой дроссельной заслонке пружина отводит диафрагму 3 назад, что приводит к заполнению полости насоса топливом через шариковый клапан 8.
При открытии дроссельной заслонки кулачок действует на рычаг 5, а диафрагма 3 нагнетает топливо через шариковый клапан 2 и распылители 1 в смесительные камеры карбюратора, обогащая горючую смесь.
Производительность насоса не регулируется и зависит только от профиля кулачка.
Полуавтоматическое пусковое устройство
Рис. 5. Схема полуавтоматического пускового устройства карбюратора 21083–1107010-31
Улучшает управление автомобилем и снижает токсичность отработавших газов в режимах запуска и прогрева двигателя (рис. 5).
При запуске холодного двигателя биметаллическая пружина пускового устройства (на рис. 5 не показана) с помощью рычагов и тяги 8 удерживает воздушную заслонку 7 закрытой.
После запуска двигателя заслонка при помощи диафрагмы 6 приоткрывается на зазор А, который регулируется винтом 11 штока 12 диафрагмы 6 пускового устройства.
Рис. 6. Схема подсоединения шлангов полуавтоматического пускового устройства карбюратора 21083–1107010-31
По мере прогрева двигателя охлаждающей жидкостью, циркулирующей через жидкостную камеру 4 (рис. 6) пускового устройства, нагревается и биметаллическая пружина, которая обеспечивает открытие воздушной заслонки через рычаги привода пускового устройства и тягу 8 (см. рис. 5).
На прогретом двигателе воздушная заслонка открыта биметаллической пружиной полностью.
Экономайзер принудительного холостого хода
Отключает систему холостого хода на принудительном холостом ходу (во время торможения автомобиля двигателем, при движении под уклон, при переключении передач), снижая расход топлива и выброс углеводородов в атмосферу.
На режиме принудительного холостого хода при частоте вращения коленчатого вала более 2100 мин -1 и при замкнутом на «массу» концевом выключателе карбюратора (педаль отпущена) запорный электромагнитный клапан выключается, подача топлива прерывается.
При снижении частоты вращения коленчатого вала на принудительном холостом ходу до 1900 мин-1 блок управления включает электромагнитный запорный клапан (хотя концевой выключатель и включен на «массу»), начинается подача топлива через жиклер холостого хода, двигатель постепенно выходит на режим холостого хода.
Тарировочные данные карбюратора 2108.
Параметр |
Первая камера |
Вторая камера |
Диаметр смесительной камеры, мм |
32 |
32 |
Диаметр диффузора, мм |
21 |
23 |
Главная дозирующая система: маркировка топливного жиклера маркировка воздушного жиклера |
97,5 165 |
97,5 125 |
Тип эмульсионной трубки |
23 |
ZC |
Система холостого хода и переходные системы: маркировка топливного жиклера маркировка воздушного жиклера |
42 170 |
50 120 |
Эконостат: условный расход топливного жиклера |
─ |
60 |
Экономайзер мощностных режимов: маркировка топливного жиклера усилие сжатия пружины при высоте 9,5 мм, Н |
40 1,5±10% |
|
Ускорительный насос: маркировка распылителя маркировка кулачка подача топлива за 10 циклов, см 3 |
35 7 11,5 |
40 — 11,5 |
Пусковые зазоры: воздушной заслонки, мм дроссельной заслонки, мм |
3±0,2 0,85 |
─ ─ |
Диаметр отверстия для вакуумного корректора, мм |
1,2 |
─ |
Диаметр отверстия игольчатого клапана, мм |
1,8 |
|
Диаметр отверстия перепуска топлива в бак, мм |
0,7 |
|
Диаметр отверстия вентиляции картера двигателя, мм |
1,5 |
─ |