Нештатные ходовые огни – вне закона?
Но засчитывается ли использование нештатных огней? Напомним, что применение дневных ходовых огней (ДХО) или ближнего света фар при движении транспорта за пределами города в период с 1 октября по 1 мая предусмотрено п. 9.8 Правил дорожного движения, введенного вместе с другими поправками к ПДД с 15 апреля 2013 года. Учитывая данное требование, многие автомобилисты, дабы не забывать включать ближний свет и не платить штрафы за это нарушение, заинтересовались дополнительной установкой нештатных ДХО. При этом в ГАИ считают, что использование данного девайса не подпадает под требование ПДД, а самовольная установка незаконна. Мы выяснили, что на самом деле это не совсем так…
На сегодняшний день четких методических рекомендаций для работников ГАИ по поводу определения штатности ДХО нет. Да и в целом стражи порядка пока лояльно относятся к водителям – если при движении за городом на авто горят фары или ДХО, значит, Правила вроде бы соблюдаются.
Зловредное уточнение…
Начнем с дорожной грамоты. Как объяснили нам в ГАИ, использование нештатных ходовых огней не отвечает требованиям ПДД – ведь в п. 9.8 есть маленькое, но весьма существенное уточнение: «…должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства – ближний свет фар». Поскольку нештатные ходовые огни конструктивно не предусмотрены, то, соответственно, они не годятся для выполнения данного требования Правил.
В ГАИ утверждают, что при наличии нештатных огней работники ДПС вправе привлечь водителя к административной ответственности за эксплуатацию транспорта, переоборудованного с нарушением норм и стандартов – штраф 340–425 грн. (ч. 1 ст. 121 КоАП Украины). Хотя массовых подобных прецедентов пока не отмечено.
Нужна регистрация?
В целом ГАИ не против использования нештатных ДХО, однако настаивает на том, что установка таковых является переоборудованием ТС, которое необходимо узаконить. Для узаконивания сначала необходимо получить разрешение в соответствующих разрешительных организациях (таковыми в Украине являются Центр безопасности дорожного движения МВД Украины, ГосавтотрансНИИпроект либо региональные лаборатории, аккредитованные в Национальном агентстве аккредитации Украины), затем правильно установить ДХО, а потом получить в разрешительных организациях сертификат соответствия этого оборудования действующим нормам и стандартам – Правилу ЕЭК ООН № 87 (каким параметрам должны отвечать ДХО) и ЕЭК ООН № 48 (как правильно размещать ДХО на ТС). После этого следует перерегистрировать авто с внесением в техпаспорт соответствующей записи о ДХО. Нам сообщили, что в среднем это обойдется владельцу около 700 грн. При этом отметим, что брендовое ДХО стоит дешевле – 500–600 грн.
Украинская ГАИ аргументирует свою позицию тем, что дешевые ДХО могут не соответствовать необходимым требованиям, например, по яркости светодиодных ламп, а поэтому не будут выполнять свое прямое предназначение – способствовать выделению транспортного средства на дороге.
Не совсем так!
Мы же выяснили, что, исходя из действующего законодательства, некоторые из утверждений ГАИ не совсем точны. Так, ст. 32 Закона Украины «О дорожном движении» декларирует, что же является переоборудованием транспортного средства и какое переоборудование необходимо узаконивать. Исходя из требований части 1 данной статьи, установку нештатного ДХО можно отнести к переоборудованию, но поскольку она не приводит к изменениям параметров автомобиля, перечисленных в части 2, то, соответственно, не нуждается в получении официальных согласований с отечественными разрешительными организациями.
Так как законы Украины имеют высшую юридическую силу по отношению к нормативным актам, коими являются Правила дорожного движения, работники ГАИ не вправе обвинять водителя в том, что он якобы нарушил п. 31.4.3 ПДД: «Запрещается эксплуатация транспортных средств в случае, если количество, тип, цвет, размещение и режим работы внешних осветительных приборов не отвечают требованиям конструкции ТС».
Есть сложности…
С учетом действующего законодательства стражи порядка правы в том, что использовать нештатные ДХО для выполнения п. 9.8 ПДД не получится ввиду того самого зловредного уточнения по поводу ходовых огней, предусмотренного конструкцией ТС.
Справиться с решением данной проблемы в нашей стране можно было бы путем внесения соответствующих изменений в ПДД, в частности, убрать вышеупомянутое уточнение, а также вписать требования по правильности установки таких огней (особенностях размещения и порядке работы), как это сделано по отношению к противотуманным фарам. Однако в ГАИ нам заявили, что они не собираются инициировать данные изменения, так как это может негативно сказаться на безопасности дорожного движения.
Кстати, в России подобных сложностей с применением нештатных ДХО нет – просто необходимо, чтобы они соответствовали вышеупомянутым Правилам ЕЭК ООН. Да и в их ПДД (п. 19.5) нет имеющегося у нас уточнения по поводу применения только тех огней, которые предусмотрены конструкцией авто.
В брендовый комплект ДХО, помимо самого оборудования, обязательно входит инструкция по установке, где приведены требования Правила ЕЭК ООН № 48.
Покупать или нет?
Если водитель решился на применение ДХО как средства повышения безопасности движения, мы советуем не пожалеть денег на покупку качественного продукта известных брендов и правильную его установку.
Будет штраф?
Пока ГАИ целенаправленно не занимается определением штатности дневных ходовых огней, у владельцев не будет проблем на дорогах. А если же в пути вам попадется особо придирчивый страж порядка, который на глазок выявит незаводское ДХО и будет пытаться обвинить вас в незаконном переоборудовании ТС, рекомендуем «просветить» его знанием украинского законодательства – в частности, вышеупомянутой ст. 32 Закона «О дорожном движении».
Применение
Плохо только, что, исходя из требования п. 9.8 ПДД, нештатные ДХО не годятся для его выполнения, и в данном случае у работников ГАИ есть законное основание оштрафовать водителя. При этом отметим, что пока гаишники лояльно относятся к водителям – если при движении за городом на ТС горят фары или ДХО, значит, Правила вроде бы соблюдаются. Сотрудникам ГАИ есть кого штрафовать – несмотря на то, что требование п. 9.8 введено уже давно, многие забывают его выполнять…
«Понятие «переоборудование» ТС, по сути, указано в ч. 1 ст. 32 ЗУ «О дорожном движении», согласно которой «переоборудование транспортных средств, то есть изменение типа или марки (модели), назначения или параметров конструкции транспортных средств, которые находятся в эксплуатации, путем установки кабины, кузова или их деталей, специального оборудования и номерных агрегатов, не предусмотренных нормативно-технической документацией на данное транспортное средство, должно отвечать правилам, нормативам и стандартам Украины». Часть 2 этой статьи указывает на те случаи, когда переоборудование не разрешается без согласования с производителями транспортных средств и их составных частей или другой, специально уполномоченной на это Кабинетом Министров Украины организации, а именно: переоборудование, которое приводит к изменению полной массы и его распределения по осям, размещения центра тяжести, типа двигателя, его веса и мощности, колесной базы или колесной формулы, системы тормозного и рулевого управления и трансмиссии. То есть требования об обязательном согласовании установки ДХО указанный закон не содержит, и если ДХО соответствуют требованиям действующих в Украине нормативных актов, то такие действия водителя, считаю, являются правомерными, и за это не может наступать ответственность. Однако п. 9.8. ПДД разрешает использовать за городом в дневное время с 1 октября по 1 мая только ДХО, предусмотренные конструкцией ТС. И хотя уточнения, какие именно ДХО могут считаться «предусмотренными конструкцией», ПДД не содержат, известная мне практика работников ГАИ и страховых компаний исходит из того, что установленные дополнительно огни конструкцией не предусматриваются, а значит, включение их только за городом является нарушением ПДД со всеми вытекающими последствиями – привлечением к админответственности либо отказом в выплате страховой компенсации.»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Закон о ДХО в Украине 2016
Не секрет, что законодательства и правила дорожного движения постоянно изменяются. У многих водителей возникает вопрос относительно применения внешних световых приборов, в частности
Какие лампы называются дневными ходовыми огнями?
Для начала разберем, что же такое ДХО или, как их еще называют, DRL фонари. Это приборы, которые установлены снаружи авто штатно или же опционально (доставлены). Они рассчитаны на увеличение видимости движущегося транспортного средства остальными участниками дорожного движения, непосредственно в светлое время суток.
Если в авто не предусмотрены DRL фонари заводом-изготовителем машины и универсальных ДХО тоже нет, тогда на таком транспортном средстве должны быть включены фары головного света. Это требование подкреплено законодательной базой, а именно актуальным на сегодня ПДД ст. 9.8:
«С 1 октября по 1 мая на всех механических транспортных средствах вне населенных пунктов должны быть включены дневные ходовые огни (ДХО), а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства — ближний свет фар.»
Относятся ли ПТФ к таким приборам?
Для того, чтобы вашего авто было лучше идентифицировано всеми участниками дорожного движения, вы можете включить и ДХО, и ближний свет и даже габариты или ПТФ. Но, последние не способны на все 100% справиться с задачей ходовых фонарей. Поэтому, если на передней части машины работают только ПТФ, то «блюстители порядка» на дорогах Украины, вполне, могут оштрафовать вас за нарушение ПДД.
Штраф за отсутствие ДХО в 2016 году
Если в период с октября по май на вашем авто нет ДХО или же вы не используете ближний свет вместо них, тогда вас имеют право в полной мере оштрафовать за это правонарушение. Штраф составляет от 425 до 510 грн.
Если вы думаете, что проще заплатить штраф (неоднократно), чем покупать универсальные ДХО на машину, на которой они не предусмотрены штатно, то вы ошибаетесь! Ведь, за семь месяцев этого периода (осени, зимы и весны) вас могут остановить несколько раз. И это только за месяц.а сколько вы теряете в течении нескольких лет?
Проще приобрести качественные готовые дневные ходовые огни, корректно вмонтировать их на переднюю часть авто. После этого, вы забудете о потенциальных штрафных санкциях, а также увеличите общий уровень безопасности на проезжей части в светлое воемя суток.
Osram и Philips – альтернатива постоянно работающему ближнему свету!
Представители известных брендов, производящих качественные световые приборы, обратились к законодательным органам, регулирующих ПДД, с инициативой нахождения оптимального закона о легализации в Украине нештатных ДХО от Philips и Osram, которые установливают на авто не штатно.
Данные фирмы аргументировали такую инициативу тем, что вся серийная продукция DRL, поступаемая на данный сегмент рынка Украины, отвечает международным требованиям. А именно правилам ЕЭК ООН №87, под которым четко прописаны требования к данным световым приборам. А также №48, в котором прописана корректная установка ДХО на переднюю часть авто.
Кроме этого, необходимо отметить, что дневные фонари, выпускаемые данными компаниями, уже легализированы и не преследуются законом во многих странах Европы и государствах СНГ.
Выезжая за территорию города, не стоит пренебрегать правилами дорожного движения, помните, что ваша халатность может стоить кому-то жизни!
С 1 октября обязательно днем при езде надо включать ДХО ― 130.com.ua
В Украине, согласно п. 9.8 Правил дорожного движения, в период с 1 октября по 1 мая все транспортные средства, двигающиеся вне населенных пунктов, обязаны включать дневные ходовые огни, а если их нет — фары ближнего света. Данное правило обязательно для исполнения и распространяется на все типы транспортных средств, передвигающихся по дорогам в дневное время.
За несоблюдение данного требования предусмотрен штраф в размере 425 грн.!
Зачем необходимо использовать ДХО?
Подобные требования в ПДД обусловлены необходимостью повысить безопасность на дорогах Украины, так как фары помогают сделать машину заметнее в осенне-зимний период, когда видимость может быть ограничена по причине дождя, тумана, снегопада и прочих неблагоприятных погодных условий. Так как автомобили часто за пределами населенных пунктов едут на значительной скорости, включенные ДХО дают возможность встречным водителям вовремя увидеть на дороге транспортное средство, отреагировать на это и избежать ДТП.
Стоит сказать о том, что подобное правило — включать в светлое время суток освещение — давно принято во многих странах. Например, их использование обязательно на всех автомобилях в странах Европы с 2011 г., а на территории Швеции — с 1977 г., в Канаде ДХО водители применяют с 1989 г. За последние годы, статистика показывает, что это оказывает положительное воздействие на количество ДТП — их стало заметно меньше.
Основное предназначение дневных ходовых огней (DRL — международная аббревиатура для обозначения ДХО) — идентификация автомобиля на дороге в дневное время. Они являются пассивными элементами безопасности и не могут использоваться как источники головного света. Все ДХО оборудуются рассеивателем, чтобы вырабатываемый световой пучок распределялся равномерно, не создавая бликов и не мешая водителям встречного транспорта. Обычно такие фары имеют холодный белый свет, что делает их заметными в любую погоду, их свет способен проходить сквозь туман и стену дождя.
Не стоит путать ДХО с габаритными огнями. Габариты устанавливаются в крайних допустимых точках бампера автомобиля и предназначены для того, чтобы продемонстрировать размеры транспортного средства. Кроме того, габаритные фары светят достаточно приглушенно, поэтому они не предназначены для использования во время езды.
Как влияет на фары использование ближнего света вместо дневных ходовых огней?
Согласно требованиям ПДД, можно использовать в качестве альтернативы ДХО фары ближнего света. При длительном использовании фар вместо ходовых огней, сокращается ресурс автомобильных ламп и оптики самой фары. Поэтому лучше все же использовать дневные ходовые огни. Если же это не предусмотрено конструкцией машины и нет возможности установить ДХО, то к выбору ламп надо подходить очень тщательно, иначе придется очень часто их менять. Помните, что устанавливаемые автомобильные лампы должны быть качественными и подходить для используемых фар. Если, например, установить сверхмощные галогеновые лампы неизвестного китайского производителя, это часто становится причиной выхода из строя рефлектора-отражателя фары. Поэтому рекомендуется использовать только фирменные лампы, которые имеют большой ресурс, не перегреваются, а значит, не будут наносить вред фарам.
Лучшие производители дневных ходовых огней
Сейчас дневные ходовые огни производят многие компании. Однако можно выделить несколько основных лидеров, чья продукция пользуется большим спросом благодаря своему высокому качеству и надежности. Нам бы хотелось отметить три основных бренда, предлагающих ДХО с отличными функциональными и рабочими показателями.
Osram
Это известная компания, которая выпускает самое разное автомобильное осветительное оборудование. Этот бренд славится отличными дизайнерскими решениями и экономичностью своих фар. Osram, создавая свою оптику, применяет уникальные технологии. В их фарах используются современные высококлассные светодиоды, которые позволяют получить яркое свечение, при этом они не слепят встречных водителей.
Если рассматривать конкретную модель, то можно выделить:
Дневные ходовые огни OSRAM LEDriving LG (DRL 102).
Эта модель отличается ультра компактным исполнением, фары сконструированы так, чтобы их легко можно было разместить даже в очень узкой решетке радиатора. Они легко устанавливаются и подходят для автомобилей самых разных марок. В основе этих ходовых огней лежат высокоэффективные фирменные диоды OSRAM OSLON MX, которые гарантируют высокую яркость и широкий угол обзора при езде в любую погоду, что существенно повышает безопасность вождения. Мощность 8 Вт, световая температура 6000К. Благодаря классу защиты IP67 они не боятся воздействия грязи, пыли и влаги.
Philips
Это один из самых крупных производителей автомобильных ламп и осветительных приборов для автомобилей. Компания Philips предлагает очень большой выбор самых разных типов дневных ходовых огней, которые совместимы с различными марками автомобилей. Установка ДХО этого бренда обычно производится очень легко и не требует вмешательства мастера, так как можно подобрать модель с учетом особенностей разных машин, и установить фары в штатные места без проблем. ДХО этой марки изготавливаются из высококачественных материалов, они не нагреваются и выдают яркий белый свет.
Из конкретных моделей можно выделить:
Дневные ходовые огни Philips LED DayLight 9
Данные ходовые огни обеспечивают хорошее освещение дороги в светлое время суток. Они имеют в своем составе 9 светодиодных элементов, которые позволяют увеличить угол освещения, сохраняя мощность излучаемого света. Мощность этой модели составляет 8 Вт, а световая температура 6000К.
Благодаря особой гибкой системе монтажа, данные модули могут устанавливаться под углом +/-2 градуса в вертикальном положении и +/-40 градусов в горизонтальном. Эта модель имеет влагоустойчивый и ударопрочный корпус. Кроме того в них предусмотрена дополнительная защита элементов от коррозии. Блок управления оснащен системой интеллектуальной электроники, это гарантирует возможность совместимости данных ДХО с любым типом автомобилей: от машин с системой start-stop до современных электрокаров.
Hella
Популярный немецкий бренд, который предлагает высококачественные дневные ходовые огни, по праву считающиеся одними из самых долговечных на рынке. Ассортимент компании Hella довольно большой и позволяет подобрать комплект ДХО, который идеально подойдет для вашего автомобиля. В основе всех ходовых огней этой марки лежат светодиоды, вырабатывающие яркое свечение, которое делает машину заметнее на дороге, но не слепит водителей машин, едущих по встречной полосе.
Среди популярных моделей можно отметить:
Hella LEDay Flex (2PT 980 789-861)
ДХО данной конструкции могут использоваться для установки на самые разные транспортные средства. Эта модель состоит из 6 гибко соединенных светодиодных модулей. При установке благодаря различным вариантам монтажа гирлянду можно подогнать под контуры почти любой машины.
Эти дневные огни выглядят очень стильно. Запатентованный оригинальный дизайн серии ДХО LEDayFlex с отдельными модулями дает автовладельцам широкие возможности для подчеркивания индивидуальности их машин. Каждый отдельный модуль имеет прямоугольную форму и состоит из двух светодиодов. Корпус отличается высокой прочность и долговечностью. Благодаря встроенной оптике обеспечивается оптимальное светораспределение.
Если вы хотите купить дневные ходовые огни на автомобиль в Киеве, Харькове или Одессе, то можете сделать это в интернет-магазине 130.com.ua. У нас в каталоге вы найдете самые разные модели от ведущих производителей по очень выгодным ценам.
ТОП-3 дневных ходовых огней
Материалы по теме
Новые ПДД Украины: кустарные ходовые огни вне закона!
Новые ПДД, вступившие в силу с 15 апреля текущего года, обязывают с 1 октября по 1 мая при движении за пределами населенных пунктов включать на транспортных средствах дневные ходовые огни, а при их отсутствии в конструкции ТС – ближний свет фар. Многие автомобилисты знают, что ныне ходовые огни предлагаются в качестве дополнительного оборудования и их можно приобрести в автомагазинах и на авторынках. Это бывает как продукция известных брендов, так и кустарно изготовленные светодиоды. Вместе с тем, воспользоваться таковыми приборами для выполнения нового требования ПДД – нельзя.
В Центре безопасности дорожного движения при МВД Украины нам объяснили, что, исходя из задекларированного термина «дневные ходовые огни» и трактовки п. 9.8 ПДД допущено применение только тех ходовых огней, которые предусмотрены конструкцией данного транспортного средства. Все остальные приборы – не отвечают данному требованию, и применять их – нельзя. На практике, работники ГАИ имеют право даже оштрафовать водителя авто с самостоятельно установленными ходовыми огнями, (как кустарного производства, так и продукции известных брендов), за незаконное переоборудование ТС – согласно ст. 122 ч.2 КоАП Украины – штраф 425-510 грн.
Новая редакция ПДД: что изменилось?: Светить, но не отсвечивать!
ГАИ оштрафует за кустарные светодиоды на авто
Представители двух известных брендов Osram и Philips обратились в ЦБДД с инициативой найти пути легализации в Украине серийно выпускаемых нештатных дневных ходовых огней для установки на транспортные средства в виде дополнительного оборудования. Они аргументировали свою позицию тем, что их ходовые огни отвечают международным требованиям – Правилам ЕЭК ООН №87 (техтребования к данным световым приборам) и №48 (требования к способу их установки). К тому же ходовые огни Osram и Philips уже допущены к использованию в России.
В свою очередь представители ГАИ и «ГосавтотрансНИИпроект» заявили, что для легализации в Украине ходовых огней одного лишь их соответствия Правилам ЕЭК ООН №87 и 48 – недостаточно. Прежде всего, нужно законодательно определить основания для использования данного оборудования как такового в качестве дополнительных световых приборов – ведь они не предусмотрены действующими украинскими стандартами. А также решить еще несколько важных проблем – определить механизма контроля за соответствием установленных ходовых огней Правилам ЕЭК ООН №87 и 48, (им может не отвечать продукция малоизвестных брендов и кустарыне светодиоды), и в очередной раз внести изменения в ПДД, убрав из терминологии и п. 9.8 слова «при их отсутствии в конструкции транспортного средства».
Новые ПДД 2013: где нужно ездить с включенными фарами?
Впрочем, учитывая, что применение ходовых огней в первую очередь направлено на повышение безопасности движения и это понимают не только представители производителей ходовых огней, но и отечественных органов сертификации, а также стражи порядка, на совместном совещании в ЦБДД представители Osram и Philips пообещали изучить зарубежный опыт по законности использования ходовых огней и поделиться им с ГАИ для нахождения путей легализации данной продукции в Украине.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Когда включать (выключать) дневные ходовые огни (ближний свет фар) за городом
Ежедневно в Украине происходят сотни дорожно-транспортных происшествий. Чтобы увеличить безопасность движения в осеннюю и зимнюю погоду с 1 октября 2019 на дорогах страны все водители вне пределов населенных пунктов должны включать дневные ходовые огни или ближний свет фар. Многих водителей начали тревожить данные вопросы: когда нужно включать включать дневные ходовые огни (ближний свет фар) за пределами города, и штрафуют ли за не включенный сигнал? Юридический ресурс «Протокол» предлагает консультацию о том, когда включать (выключать) дневные ходовые огни (ближний свет фар) за городом.
Всем автолюбителям не стоит забывать, что с 1 октября, в Украине при движении за городом начинает действовать иной режим езды: у всех транспортных средств за городом должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства — ближний свет фар». Подобный режим будет длиться 7 месяцев — до 1 мая следующего года.
Согласно актуальных ПДД Украины утвержденных постановлением КМ Украины от 10.10. 2001 г. № 1306, а именно ст.9.8., есть такое требование к предупреждающим сигналам звучит оно так: «С 1 октября по 1 мая на всех механических транспортных средствах вне населенных пунктов должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства — ближний свет фар».
Делать это нужно даже днем — независимо от погоды и степени видимости. Требование включать ближний свет фар днем на трассах, за городом, в холодное время года появилось неслучайно. Ведь осенью и зимой день становится короче, а небо затягивает тучами гораздо чаще, чем летом. Все эти факторы значительно ограничивают видимость и делают автомобиль менее заметным. Особенно остро это ощущается на трассах, где скорость движения превышает отметку в 100 км/ч. Включенный же ближний свет фар делает автомобиль более заметным, что способствует сокращению числа аварий. Условие это в самом деле полезно для снижения аварийности, ведь машина с горящим “ближним” лучше вид на дороге. Ближний свет фар, как и дальний, включаем ночью, в туннелях и при недостаточной видимости.
Кроме этого, пунктом 19.3 установлена возможность использования ближнего света при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках или в условиях недостаточной видимости. В этом случае ближний свет используется как дополнение к габаритным огням.
Почти все опубликованные отчеты показывают, что использование ближних огней в светлое время суток снижает количество столкновений. Исследование результатов введения обязательного использования ближнего света в Норвегии в промежутке от 1980 по 1990 годы показало, что количество ДТП в светлое время суток снизилось на 10%. Статистические данные из Дании показывает, что уровень ДТП снизился на 7% через 15 месяцев после того, как ввели обязательную езду с ближним светом днем.
Кроме того, количество столкновений при повороте налево снизилась аж на 37%. В другом отчете из Дании, охватывающий период в 2 года и 9 месяцев, было зафиксировано снижение уровня ДТП в светлое время суток на 6 процентов, а в частности столкновений при повороте налево — на 34%. Транспортное Бюро Канады зафиксировало снижение уровня ДТП в светлое время суток почти 11 процентов после того, как водителей обязали ездить с ближним светом.
Пользуйтесь консультацией: Адвокат Олексій Святогор дізнався в МВС чим денні ходові вогні відрізняються від підфарників, габаритів, протитуманок (змістовний лист, а не відписка)
Чтоб до конца было понятно — в тех же Правилах есть даже конкретизация определения в ст.1.10, что же имеется ввиду под ДХО: Дневные ходовые огни – внешние световые приборы белого цвета, предусмотренные конструкцией транспортного средства, установленные спереди транспортного средства и предназначенные для улучшения видимости транспортного средства во время его движения в светлое время суток.
Дневные ходовые огни (DRL) — это передние осветительные приборы автомобиля, которые светят всегда, когда автомобиль находится в движении. Это дешевый метод, который помогает уменьшить количество ДТП. Это свет особенно эффективно для предотвращения лобовых и боковых столкновений в светлое время суток, так как делает автомобили более заметными, особенно если они приближаются издалека.
В США исследования показали, что автомобили оборудованы встроенными ходовыми огнями, попадали в ДТП несколько реже (примерно на 7%) по сравнению с авто, которые не были оборудованы ими. Также исследования относительно небольшого количества авто в 60-х годах показало, что количество ДТП, в которые попадут авто оборудованы DRL, была ниже на 18% чем для авто без ходовых огней. В США ДТП в результате столкновения двух и более авто составляют более половины общего количества ДТП, которые фиксирует полиция. В 2002 году было зафиксировано общее снижение уровня ДТП на 3% после введения обязательного использования ближних ходовых огней в некоторых штатах.
Ученые, используя данные собраны с 1995 по 2001 годы, зафиксировали снижение на 5% ДТП вызванных лобовым ударом и встречного разъезда, а также снижение смертности на дорогах среди пешеходов и велосипедистов на 12%. Тем не менее, исследования, приведенные федеральным правительством в 2008 году, показали, что использование ближнего света не имело значительного эффекта при снижении уровня ДТП.
Анализируйте судебный акт: Водії не можуть бути піддані відповідальності за ч. 2 ст.122 КУпАП за неввімкнення за межами населеного пункту денних ходових вогнів або ближнього світла фар, оскільки це тягне за собою попередження (справа № 608/645/19,09.08.19)
Когда нужно включать ближний свет за городом.
Таким образом, водитель автомобиля за городом или вне населенного пункта должен включить ближний свет, если на его авто нет дневных ходовых огней. В то же время вместо дневного света включать габаритные огни или противотуманки запрещено. Противотуманные фары, как и дальний свет, можно включать только при условии недостаточной видимости. Такого понятия, как «габариты», вообще в ПДД нет.
Согласно статье 32 Конвенции о дорожном движении, «4. Противотуманные фонари могут быть включены только во время густого тумана, снегопада, сильного дождя или в аналогичных условиях, касается передних противотуманных фонарей, они также могут использоваться вместо фонарей ближнего света».
Когда нужно включать ближний свет фар.
Согласно нормам ПДД, вне зависимости от времени года ближний свет должен быть включен: в колонах транспортных средств, в сопровождающих колоннах, на автобусах (микроавтобусах), которые осуществляют перевозку организованных групп детей, на тяжеловесных, крупногабаритных транспортных средств и транспортных средствах, которые перевозят опасные грузы; на транспортном средстве, которое буксируют; в туннелях.
В соответствии с ПДД Украины прописаны следующие правила включения световых приборов:
9. Предупреждающие сигналы
В условиях недостаточной видимости на механических транспортных средствах можно включить дальний свет фар или дополнительно противотуманные фары при условии, что это не будет ослеплять других водителей.
19. Использование внешних световых приборов
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от степени освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые устройства: a) на всех механических транспортных средствах — фары ближнего (дальнего) света.
19. Использование внешних световых приборов
В условиях недостаточной видимости разрешается дополнительно включить ближний свет или противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
19. Использование внешних световых приборов
Противотуманные фары можно использовать в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар, а в темное время суток на неосвещенных участках дорог — только вместе с ближним или дальним светом фар.
Включать фары за городом.
Правила предписывают использовать при движении в темное время суток на освещенных участках дорог фары. При движении в условиях недостаточной видимости можно использовать противотуманные фары. Световые приборы автомобиля предназначены для освещения или для того, чтобы предупредить об изменении характера движения. В крайнем случае для обозначения в условиях темноты или недостаточной видимости.
Во все времена считалось, что как-то специально обращать внимание на просто движущийся автомобиль излишне. Водитель и так должен быть внимателен к дорожной обстановке. А если не уверен в том, что её различает, — не идти на обгон.
Сама концепция обращения внимания на движущийся автомобиль – это концепция безответственности. Это концепция перекладывания ответственности.
Фактически это возврат к той норме, когда (дело было в Англии на заре автомобилизма) перед каждым автомобилем должен был бежать человек с красным флажком.
Пользуйтесь консультацией: Сосед жжёт листья: что делать?
То есть сама эта концепция нелогична. Обязывать включать свет днём – то же самое, что обязывать включать «дворники» при отсутствии дождя. И как-то это мотивировать. Но это точно такое же использование устройства не для того. Более того. Самих водителей это расслабляет, они начинают хуже следить за дорогой, быть менее сконцентрированными на дорожной обстановке, полагая, что другие «обратят на себя их внимание». Результаты представить нетрудно…
Иногда говорят, что автомобиль с включенными фарами «дальше видно». Это далеко не всегда так. Но когда это так – речь идёт о километрах. Для принятия решения о манёврах здесь и сейчас – такая информация избыточна. Только отвлекает. А в тех сотнях метров, на которых мы определяем опасность, видно и так. При условии внимания к дорожной обстановке.
И ещё. Включающие без необходимости свет днём появились. Это были водители, скажем так, неадекватные. Те, кто занимался «слаломом» в потоке, те, кто ехал намного быстрее потока. Те, кому «больше всех надо». И они включали свет, чтобы им уступали дорогу. Включенный днём без необходимости свет был визитной карточкой дорожного хама. От которого нужно держаться подальше…вниманию тех, кто включает фары днём, «чтобы быть заметными». Если фары у вас линзованные, то, при всех хороших качествах их для ночного освещения, днём их практически не видно, то есть данную функцию они не выполняют.
То, что автомобили «привлекают к себе внимание» включением света, тем самым отвлекает от других объектов на дороге – пешеходов, велосипедистов и т.п. Учитывая последствия для водителя ДТП с ними в наших условиях – это не здорово.
Есть категории транспортных средств, которые нуждаются либо в привлечении дополнительного внимания, либо в обозначении. Первые – это малозаметные в силу размера мотоциклы и мопеды. (У современных транспортных средств этих категорий ближний свет постоянно включен при включенном зажигании.) Если с ближним светом едут все – двухколёсный транспорт в потоке «теряется», что ведёт к росту ДТП с его участием. А такие ДТП часто с тяжкими последствиями. Причём типичный механизм – когда мотоциклиста или мопедиста не пропускают, хотя он имел преимущество. И говорят, что не видели… (Ещё любимая фраза – «Он же летел!» А начинаешь разбираться – там лёгкий мотоцикл, который до сотни-то попробуй разгони…). Вторая категория – это те, кто осуществляет буксировку (ну хотя бы, чтобы между буксирующим и буксируемым никто не пытался влезть!), перевозку опасных грузов и пр. И ПДД предписывают в таком случае включать ближний свет как предупреждающий сигнал. Но если с ближним светом едут все, то такие транспортные средства в потоке затеряются. Опасность от этого очевидна. Причём в странах, где не распространена «самодеятельная» буксировка, это менее актуально. А у нас – это весьма распространённое явление (опять же, в силу отсутствия нормального сервиса). Нельзя слепо копировать нормы одной страны в другой, без учёта специфики местных условий.
Наконец, эта обязаловка к езде со светом может представлять собою серьёзное неудобство при эксплуатации ряда транспортных средств.
Прежде всего, это советские и некоторые пост-советские автомобили (за исключением ВАЗов, где этой проблемы, при условии исправности, никогда не было). Они не рассчитаны на постоянную эксплуатацию с включенным светом. В таких условиях они имеют отрицательный энергобаланс, то есть мощности генератора не хватает для полноценного заряда аккумуляторной батареи. Особенно при включенных ещё каких-то потребителях (стеклоочистители или вентилятор печки). И это не неисправность. Это конструктивно предусмотренная мощность генератора.
В вопросе о привлечении к ответственности за правонарушение требования п. 9.8 Правил дорожного движения единодушия нет.
Что касается наказания за езду без ближнего света фар или ходовых огней за городом, то тут есть расхождения между позицией полиции и правозащитниками.
На практике отдельные представители правоохранительных органов ссылаются на норму ч. 2 ст. 122 КоАП. Она устанавливает административную ответственность, в частности, за пользование внешними осветительными приборами или предупредительными сигналами при начале движения или изменении его направления, использование этих приборов и их переоборудование с нарушением требований соответствующих стандартов. Санкция — штраф в размере 425 грн. или 50 штрафных баллов. Впрочем, судебная практика дает основания считать по-другому. Скажем, в постановлении Ужгородского горрайонного суда Закарпатской области от 21.06.2017 г. по делу № 308/3327/17 указано, что ч. 2 ст. 122 КоАП не предусматривает ответственность за нарушение водителями транспортных средств правил пользования предупредительными сигналами в случаях, предусмотренных п. 9.8 Правил дорожного движения.
Существует также точка зрения, что за указанное нарушение следует штрафовать на основании ст. 121 КоАП. Она устанавливает ответственность за управление водителем транспортным средством, имеющим неисправности внешних световых приборов (в темное время суток) или другие технические неисправности, с которыми в соответствии с установленными правилами эксплуатация его запрещается, а также за управление водителем транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров, которое имеет указанные неисправности. Косвенно такую позицию подтверждает, скажем, постановление Киево-Святошинского районного суда Киевской области от 05.03.2018 г. по делу № 369/1025/18.
Третья точка зрения на эту ситуацию заключается в том, что логично привлечение водителей к ответственности на основании ст. 125 КоАП — как за нарушение Правил дорожного движения, не предусмотренное иными статьями КоАП. А тянет такое административное нарушение взыскание в форме предупреждения. Это подтверждает и постановление Каховского горрайонного суда Херсонской области от 30.11.2016 г. по делу № 658/3286/16-а. Им был удовлетворил административный иск водителя к полицейскому об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 122 КоАП. Этот суд указал, что дневные ходовые огни — это внешние световые приборы и с точки зрения Правил дорожного движения они — предупредительные сигналы. Требования к их включению содержатся в главе 9 Правил «Предупредительные сигналы», а не в разделе 19 «Пользование внешними световыми приборами». Таким образом, за отключенный за пределами населенного пункта с 01 октября до 01 мая дневной ходовой огонь или ближний свет наступает ответственность по ст. 125 КоАП. А в понимании ч. 2 ст. 122 КоАП ответственность наступает в случае нарушения водителями транспортных средств правил пользования внешними осветительными приборами или предупредительными сигналами именно при начале движения или изменении его направления, что предусмотрено п.п. 9.2, 9.7 Правил дорожного движения.
Необходимость включения дополнительного освещения, в том числе, в светлое время суток, объясняется необходимостью обозначения движущихся механических транспортных средств. В любом случае, требование п. 9.8 Правил дорожного движения звучит однозначно и должно выполняться всеми водителями. Ведь цель у этого предписания одна — повышение уровня безопасности на дорогах.
Юридический ресурс «Протокол» («Protocol») надеется, что эта консультация станет полезной. Помните, что на юридическом ресурсе «Протокол» Вы всегда сможете найти юриста профессионала, который окажет квалифицированную помощь, при этом недорого. Пользуйтесь нашим сервисом Тендер на юридическую услугу и решайте свои проблемы быстро и навсегда.
Источник: Юридический ресурс Протокол
Законно ли ездить с дневными ходовыми огнями вместо ближнего света
С 1 октября на загородных дорогах Украины водители обязаны включать дневные ходовые огни (ДХО) или, если таковых нет — ближний свет фар. Но возникает вопрос: можно ли самостоятельно установить ДХО на автомобиль и использовать вместо ближнего?
Вопрос появился неспроста, ведь использование ближнего света днем значительно сокращает срок службы ламп. Авто Информатор решил разобраться, можно ли самостоятельно установить «китайские» ДХО и использовать их, не получив при этом «замечание» от сотрудника полиции.
В правилах дорожного движения четко прописано, что все механические транспортные средства, передвигающиеся вне населенных пунктов, должны двигаться с включенными ходовыми огнями, а если их нет в конструкции автомобиля — с ближним светом фар.
Установка нештатных ходовых огней не удовлетворяет требование пункта правил, так как конструктивно они не предусмотрены. Однако, на сегодняшний день нет четко прописанных правил, по которым сотрудник сможет определить штатность установленных ДХО. Также законом не установлены требования к таким огням касательно их яркости и направленности светового потока.
Стоит отметить, что сотрудники полиции вряд ли будут придираться к тем, кто соблюдает пункт правил 9.8, передвигаясь с включенными ДХО, пусть и нештатными.
Чтобы наверняка избежать конфликтных ситуаций, рекомендуем все же использовать ближний свет фар, если на вашем автомобиле с завода не предусмотрены ходовые огни. Не стоит забывать о том, что это, в первую очередь, ваша безопасность на дороге.
Для тех, кто все же решил установить ДХО, рекомендуем не «лепить» их куда-попало, а ознакомиться с памяткой на фото ниже. Стоит отметить, что в среднем установка ходовых огней на сегодняшний день обходится не дороже 1000 гривен.
Рекомендация по размещению ДХО
Напомним, что с 1 октября, за пределами населенных пунктов, все механические транспортные средства должны передвигаться с включенными ходовыми огнями, либо с ближним светом фар.
Игорь Лунтовский
19.1.В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от степени освещения дороги, а также в туннелях на движущемся транспортном средстве, должны быть включены следующие световые устройства: а)на всех механических транспортных средствах – фары ближнего (дальнего) света; Комментарии эксперта 6)на мопедах (велосипедах) и гужевых повозках (санях) – фары или фонари;Комментарии эксперта в)на прицепах и буксируемых транспортных средствах – габаритные фонари.Комментарии эксперта Примечание.В условиях недостаточной видимости на механических транспортных средствах разрешается вместо фар ближнего (дальнего) света включить противотуманные фары.Комментарии эксперта Осветительные устройства обеспечивают безопасность дорожного движения, поэтому движение на транспортном средстве в темное время суток, а также в условиях недостаточной видимости с выключенными осветительными устройствами запрещено Правилами дорожного движения. | |
19.2.Дальний свет следует переключать на ближний не менее чем за 250 м до встречного транспортного средства, а также тогда, когда он может ослепить других водителей, в частности движущихся в попутном направлении. Свет необходимо переключать и на большем расстоянии, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар укажет потребность в этом. Комментарии эксперта Пользоваться дальним светом фар разрешается как в населенном пункте, так и за его пределами, при этом должна обеспечиваться безопасность как встречных транспортных средств, так и транспортных средств, движущихся в попутном направлении. Поскольку дальний свет фар может спровоцировать ослепление водителей встречных и попутных транспортных средств, Правилами оговаривается минимальное расстояние в 250 м, при котором разрешается пользоваться дальним светом фар как предупреждающим сигналом. В случае когда возникает необходимость в предупреждении переключением света фар водителей транспортных средств, движущихся в попутном направлении, водитель, совершающий обгон или опережение, обязан сместить свое транспортное средство левее от оси симметрии обгоняемого или опережаемого транспортного средства, чтобы исключить вероятность ослепления водителей транспортных средств, движущихся в попутном направлении, через зеркало заднего вида. | |
19.3.В случае ухудшения видимости в направлении движения, вызванного светом фар встречных транспортных средств, водитель должен уменьшить скорость до такой, которая бы не превышала безопасной в условиях фактической видимости дороги в направлении движения, а в случае ослепления – остановиться, не меняя полосы движения, и включить аварийную световую сигнализацию. Возобновление движения разрешается только после того, как пройдут негативные последствия ослепления.(№1029 от 26.09.2011) Комментарии эксперта Включение аварийной световой сигнализации способствует повышению безопасности дорожного движения транспортных средств в условиях, когда на проезжей части возникает чрезвычайная ситуация, поэтому водители транспортных средств обязаны пользоваться ею в случае ослепления светом фар других транспортных средств. При ослеплении светом фар водитель обязан снизить скорость до безопасной (запрещается резко тормозить) и остановиться в пределах полосы своего движения. Водителям запрещается съезжать влево или вправо в случае ослепления светом фар, поскольку при съезде влево возможен выезд на полосу встречного движения, а вправо – наезд на пешеходов, движущихся вдоль проезжей части по тротуару или обочине. | |
19.4.Во время остановки на дороге в темное время суток и в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные фонари, а при вынужденной остановке дополнительно – аварийная световая сигнализация. В условиях недостаточной видимости разрешается дополнительно включить ближний свет или противотуманные фары и задние противотуманные фонари. Если габаритные фонари неисправны, транспортное средство следует убрать за пределы дороги, а если это невозможно, его необходимо обозначить согласно требованиям пунктов 9.10 и 9.11 данных Правил. Комментарии эксперта При вынужденной аварийной остановке водитель обязан обеспечить безопасность дорожного движения, поэтому в таких случаях на остановившемся транспортном средстве должна быть включена аварийная световая сигнализация. После включения аварийной световой сигнализации водитель обязан убрать остановившееся транспортное средство за пределы проезжей части дороги или улицы, а если это невозможно, то он обязан обозначить свое транспортное средство, установив знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь на расстоянии 20 м в населенном пункте и 40 м за его пределами. | |
19.5.Противотуманные фары можно использовать в условиях недостаточной видимости, как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар, а в темное время суток на неосвещенных участках дорог – только вместе с ближним или дальним светом фар. Комментарии эксперта Поскольку в темное время суток на транспортном средстве должно быть включено освещение, то противотуманные фары могут использоваться на транспортных средствах в указанное время суток только с дальним или ближним светом фар. | |
19.6.Фарой-прожектором и фарой-искателем могут пользоваться только водители оперативных транспортных средств во время выполнения служебных заданий, приняв меры к тому, чтобы не ослеплять других участников дорожного движения. Комментарии эксперта Фара-прожектор и фара-искатель – это дополнительные приборы внешнего освещения, которые могут устанавливаться только на оперативных транспортных средствах. Данные приборы обеспечивают точечную концентрацию светового потока. При использовании фары-прожектора и фары-искателя водители оперативных транспортных средств обязаны принять меры к тому, чтобы не ослеплять других участников дорожного движения. | |
19.7.Запрещается подключать задние противотуманные фонари к сигналам торможения. Комментарии эксперта Задние противотуманные фонари излучают интенсивный световой пучок, который в условиях недостаточной видимости хорошо виден на значительном удалении от транспортного средства. Подключение этих фонарей к сигналам торможения может дезориентировать водителей транспортных средств, движущихся позади, поэтому подключать противотуманные фонари к сигналам торможения запрещено Правилами дорожного движения. | |
19.8.Знак автопоезда, установленный в соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 30.3 данных Правил, должен быть постоянно включен во время движения, а в темное время суток или в условиях недостаточной видимости – и во время вынужденной остановки, остановки или стоянки на дороге. Комментарии эксперта Включение опознавательного знака «Автопоезд» применяется для предупреждения других участников дорожного движения о движении транспортного средства, длина которого больше длины одиночного транспортного средства. Опознавательный знак «Автопоезд» позволяет другим участникам дорожного движения рассчитать свою собственную траекторию и скорость движения в пределах проезжей части с соблюдением мер безопасности дорожного движения. | |
19.9.Задний противотуманный фонарь разрешается использовать исключительно в условиях недостаточной видимости как в светлое, так и в темное время суток.(№ 111 от 11.02.2013) Комментарии эксперта Задние противотуманные фонари при их использовании не должны ослеплять других участников дорожного движения, закрывать задние фонари, номерной знак и его подсветку и не должны выступать за габариты транспортного средства. |