Что означают цвета светофора для водителя. Значения световых сигналов светофора
Сигналы светофора и регулировщика обязан знать не только каждый автомобилист, но и пешеходы. Обладая этими знаниями, они без проблем смогут переходить сложные перекрестки, а также избегать аварийных ситуаций. Разберемся со всеми обозначениями.
Какие сигналы светофора мы можем увидеть на дороге?
Конечно, главным правилом для пешеходов есть и будет «красный – стой, зеленый – иди», правда, некоторые не соблюдают и этого правила. Для автомобилистов все намного сложнее, им необходимо знать подробно все дорожные знаки, значение сигналов светофоров и регулировщика, чтобы ориентироваться на дороге. Итак, начнем с самого начала, что знает даже ребенок. В светофоре применяются сигналы трех цветов: зеленого, желтого и красного. Всякий участник движения знает, что означает каждый из них.
Сигналы светофора, как правило, выполнены в форме круга, но также могут встречаться фигурные обозначения в виде стрелок, которые указывают, куда (прямо, налево или направо) можно осуществить движение. Стрелки часто располагаются на дополнительных секциях и зажигаются параллельно с главным красным сигналом, тогда следует двигаться по указанному направлению, но уступая дорогу участникам движения с других направлений. характерна для светофоров, которые устанавливаются на пешеходном переходе.
ПДД: сигналы светофора и регулировщика – как ими пользоваться правильно?
Согласно ПДД сигналы светофора для автомобилистов являются приоритетными, когда нужно определиться с поведением на дороге, так же серьезно должны к ним относиться и пешеходы. Если на каком-либо участке дороги или переходе светофор приходит в негодность, то появляется регулировщик, он с помощью специальных обозначений контролирует процесс движения автомобилей и пешеходов на проезжей части . Иногда светофор не справляется с потоком, тогда в таком месте также появится человек в форме, и сигнал светофора теряет свою важность. У регулировщика есть три основных позиции:
- жезл поднят строго вверх;
- обе руки опущены вдоль тела или расставлены в стороны параллельно земле;
- одна рука опущена вдоль тела, а вторая выставлена перед собой, перпендикулярно телу.
Даже если светофор работает, но на дороге присутствует сотрудник ГАИ в форменной одежде со свистком и жезлом, то его жесты считаются приоритетными. Их несоблюдение будет считаться нарушением.
Итак, давайте кратко рассмотрим . Поднятая вверх рука означает, что движение полностью остановлено, и никто не может двигаться . Если регулировщик повернут к вам спиной, то с вашей стороны любое движение потока остановлено. Также нельзя двигаться на грудь человека в форме, если руки опущены или расставлены. Единственным случаем, когда вы можете двигаться на него, считается выставленная вперед рука. Вы имеете право «въехать в рукав», как говорят автомобилисты, и затем повернуть в сторону второй руки, как бы проехав внутри тела и выехав из плеча опущенной руки. То есть, если выставлена правая рука, то вы поворачиваете направо, когда регулировщик выставил вперед левую руку, вы можете повернуть налево.
Если регулировщик располагается к вам боком, то это означает, что вы можете двигаться – «зеленый свет» (кроме случая, когда он выставил вперед ближайшую к вам руку, вот на нее двигаться нельзя, это своеобразный шлагбаум). Когда гаишник стоит боком так, что двигаясь вперед, вы находитесь у него за спиной, то ваш поток может совершать любые маневры кроме движения ему на спину. То есть, если на перекрестке вам нужно повернуть налево, а в центре стоит регулировщик таким образом, что поворачивая, вы наткнетесь на его затылок, то ехать вам в этом направлении нельзя.
Почему светофор – это не всегда гарант безопасности?
Даже тогда, когда вы хорошо умеете расшифровывать указания регулировщика или же перед вами исправно работающий светофор, случается, что движение все равно сопровождается аварийными ситуациями.
Поэтому дадим несколько советов:
- всегда смотрите в сторону поворота, даже если уверены, что двигаться можно в данный момент только вам;
- не превышайте скорость при проезде незаполненных перекрестков и свободных пешеходных переходов, даже если вам «зеленый», другие участники движения не всегда могут вытерпеть свой «красный», когда впереди пустой перекресток или переход;
- если не работает светофор и нет регулировщика, пользуйтесь предписаниями знаков приоритета, но с повышенной осторожностью, многие их даже не замечают.
6.1. Светофоры управляют дорожным движением с помощью красного, зеленого, желтого и бело-лунного цвета.
В зависимости от подаваемой команды линзы светофора генерируют сигнал в виде одноцветного круга, силуэта велосипеда или пешехода, стрелки или знака «X».Светофоры, подающие сигналы в виде круга, могут быть дополнительно оборудованы 1-ой или 2-мя секциями, расположенными на одной горизонтали с круглым зеленым сигналом и имеющими изображение зеленой стрелки.
Виды светофоров
По своему назначению светофоры бывают пешеходными и транспортными .Транспортные светофоры состоят из трех секций, подающих круглые сигналы красного, желтого и зеленого цветов. С их помощью регулируется движение во всех направлениях: налево, направо, прямо и разворот.
У транспортных светофоров с сигналами в виде круга могут иметься дополнительные линзы, размещенные на одной горизонтали с круглым зеленым сигналом. Они подают команды в виде одной/нескольких стрелок, указывающих направление, отличающееся от того, которое показывает основной круглый зеленый сигнал. Обычно это стрелки, указывающие налево (левая линза) или направо (правая линза).
Х-образные светофоры предназначены для управления движением с реверсированием (попеременное движение в обоих направлениях), осуществляемом по специальной (реверсивной) полосе, обозначенной на дороге соответствующей разметкой.
6.2. Светофор подает с помощью круглых сигналов следующие команды.
Сигнал желтого цвета – движение запрещено, но скоро последует смена сигнала. Запрет на движение действует во всех случаях за исключением оговоренного в п. 6.14 ПДД.
Мигающий желтый цвет – движение разрешено. Кроме разрешения движения светофоры с постоянно мигающим желтым светом сообщают о нерегулируемом переходе/перекрестке, а также предупреждают водителя о необходимости повышенного внимания при въезде в особо опасную зону.
Сочетание желтого цвета с красным – движение запрещено, но вскоре будет подан зеленый сигнал.
Постоянно горящие желтые и красные сигналы – движение запрещено.
Цикличность подачи сигналов светофора организуется таким образом, чтобы транспортные и пешеходные потоки разных направлений не совпадали по фазе. То есть если в одном направлении передается разрешающий сигнал, то на пересекающемся с ним – включен запрещающий.
Отсутствие дополнительной секции рядом с зеленым сигналом сообщает о том, что движение позволено во всех направлениях, но при одном условии – если знаки и/или разметка не содержат дополнительных ограничений. (Например, если на перекрестке, где установлен светофор, имеется знак «Разворот запрещен» или установлен какой-либо предписывающий знак, позволяющий движение в направлении, которое указывает стрелка на знаке (п.п. 4.1.1-4.1.6)).
Желтый сигнал говорит о скорой смене команды и является запрещающим – за исключением моментов, оговоренных в п. 6.14 ПДД.
Ночью в связи со слабым транспортным движением светофоры иногда переключают с режима трехцветной сигнализации на режим желтого мигающего сигнала, делая таким образом данный участок дороги нерегулируемым. При его переезде водители должны исходить из того, что на этом участке д
Светофор цвета по порядку
На свете много непонятного и неочевидного. Вот, например, почему движение запрещает именно красный, а не какой-то другой сигнал светофора? Зажегся зеленый – езжай с миром. И снова вопросы…
Дело в том, что самые первый сигналы были разработаны вовсе не для машин – ими предстояло контролировать поезда. Красный цвет во многих культурах символизирует опасность и это неспроста. У него наибольшая длина волны в видимом спектре, потому и виден он на большем расстоянии, чем другие цвета. Красный означал Стой» задолго до появления машин: он появился в незапамятные времена на семафорах, указывающих, свободны ли пути впереди.
Зеленый сигнал в железнодорожном сообщении первоначально был предупреждающим и означал «Внимание!», в то время как белый цвет говорил о том, что пути свободны и можно продолжать движение. Со временем значение зеленого цвета существенно изменилось. По длине волны он следует за красным и желтым в видимом спектре, то есть, его опять же легко увидеть на расстоянии. Существуют легенды, что для машинистов зеленый стал разрешающим сигналом после нескольких ужасающих катастроф: «рулевые» принимали звезды в ночном небе за белый сигнал и пришлось вносить логичные изменения.
Желтый цвет призывает к бдительности, поскольку он такой же заметный, как и красный. Начиная с рассвета автомобилестроения и до середины девяностых годов не все знаки «Стоп» были красными – многие наряду со знаками «Уступи дорогу» выкрашивались в желтый, поскольку увидеть алую «вывеску» ночью в плохо освещенной местности зачастую оказывалось невозможно. Со временем материалы и технологии развивались и красному цвету окончательно отдали право запрещать, в то время как желтый сделали предупреждающим. Вот почему в Штатах школьные автобусы, зебры и другие объекты внимания окрашены именно в этот колер.
Какого цвета сигналы светофора?
Но почему, почему, почему
Был светофор зеленый?
А потому, потому, потому,Что был он в жизнь влюбленный.
Светофор (от рус. свет и греч. φορός — «несущий») — это оптическое устройство, несущее световую информацию. Все мы с детства знаем, что сигналы светофора бывают красного, желтого и зеленого цвета, а еще иногда синего и лунно-белого. Красный свет запрещает движение, желтый, как правило, является предупреждающим сигналом, привлекающим внимание, а зеленый, синий и белый сигналы разрешают движение. Почему именно эти цвета используются в светофорах для регулирования дорожного движения во всем мире?
В 1868 году английский изобретатель Джон Пик Найт предложил использовать устройство, подобное железнодорожному семафору для регулировки уличного движения в Лондоне возле здания Британского парламента. Днем сигналы «стоп» и «движение с осторожностью» обозначались стрелками, которые могли принимать разное положение, а в вечернее время для этих же целей использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов.
В начале 20-го века в Америке стали устанавливать первые электрические светофоры, сначала с двумя сигналами — красным и зеленым, а потом к ним добавился и желтый сигнал. В СССР первый светофор установили в 1930 году, но вместо привычного зеленого сигнала тогда использовался синий. Кроме того, до 1959 года, когда СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах, цвета светофора располагались в обратном порядке — верхний был зеленым, а нижний красным.
Конечно, такие цвета светофоров были выбраны не случайно. На выбор повлияло несколько факторов, одним из которых является психология восприятия человеком различных цветов. Красный цвет традиционно считается предупреждением об опасности, а зеленый, наоборот, цветом жизни, спокойствия.
Но одной из главных причин такого выбора цветов является зависимость степени рассеивания света от его длины волны. Согласно закону Рэлея, степень рассеивания света обратно пропорциональна четвертой степени длины волны. Значит, сильнее рассеивается коротковолновое излучение — синее и фиолетовое. А красный, как цвет с большей длиной волны, будет рассеиваться в атмосфере меньше всего, следовательно, будет виден с большего расстояния. Очевидно, что самым важным является предупреждение об опасности и предотвращение аварийных ситуаций, поэтому сигнал «стоп» обозначается красным цветом. По этой же причине (степени рассеивания) синий сигнал, как имеющий меньшую длину волны и рассеивающийся сильнее, уступил свое место зеленому.
Удивительно, что в Японии зеленый сигнал светофора называют синим. Дело в том, что когда в Японии появились первые уличные светофоры, сигналы в них были красного, желтого и синего цветов. Синие линзы светофоров со временем заменили на зеленые, но обычай называть разрешающий движение сигнал «синим» остался. Особенность японского языка состоит в том, что зеленый цвет считается оттенком синего, поэтому многие зеленые предметы японцы называют синими.
Цвета, их последовательность и значение в дорожном движении (в старшей группе)
Занятие на тему:
«Цвета, их последовательность и
значение в дорожном движении»
(в старшей группе)
Программное содержание: создать у детей положительный эмоциональный настрой, закрепить с детьми внешние признаки светофора: форма фонарей, их цвет; связь светофора с пешеходным переходом (зеброй). Закрепить с детьми представление о необходимости соблюдения правил дорожного движения, правил для пешеходов. Стараться донести до детей понятие опасности для жизни, которую несет несоблюдение правил дорожного движения.
Ход занятия: I.Эмоциональный настрой:
Дети изображают автомобили; «катят» друг за другом:
Мчатся по дороге быстрые машины.
Крепко держит руль шофер, Только «стоп!» — вперед нельзя!-
Светофор глядит в глаза. Желтый — будь внимателен!
Красный-жди! Зеленый — вперед иди!
И. Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ребята, у меня есть знакомый зайка — Ушастик. Он очень хотел прийти к вам в гости, но почему — то не пришел? Зато прислал письмо. Сейчас мы его с вами почитаем.
«Я хотел, ребята в гости к вам прийти.
Только как же мне дорогу перейти?
Машины гудят, машины рычат —
Бегать по дороге мне не велят.
Кто мне поможет? Куда мне идти?
Как мне дорогу к вам перейти?»
Воспитатель: Ребята, я думаю нужно помочь Ушастику переходить дорогу. Пойдемте все вместе к нему в гости.
III. «Светофор — наш верный помощник».
Дети парами подходят к «дороге» ( специально размещенная площадка с «зеброй» и светофором).
Воспитатель: Да ребята, не так — то просто перейти дорогу, чтобы в гости к Ушастику попасть.
— А вы знаете, где нам перейти дорогу?
— Правильно, по зебре.
-Правильно, светофор, это наш помощник.
-Первый уличный светофор появился 130 лет назад. Первые светофоры имели всего лишь два цвета: красный и зеленый, которые вручную менял, стоящий рядом, специальный человек. Но обходиться двумя цветами было неудобно, и сейчас на нем сколько цветов?
— Правильно — три цвета?
— А какие, ребятки?
-Правильно, красный, желтый, зеленый.
— А сейчас, ребята, я вам загадаю загадку, а вы ее попробуйте отгадать:
« Вот стоит на улице в длинном сапоге Существо трехглазое на одной ноге»
— Верно, это светофор.
-Светофор — наш помощник при переходе через проезжую часть улицы. Но как же он нам поможет?
— Правильно, нужно смотреть какой цвет загорается на светофоре.
— На какой цвет мы с вами будем переходить дорогу?
— Правильно, на зеленый, но сейчас горит красный, что же нам делать?
— Правильно, нужно ждать! А если загорелся желтый цвет?
— Правильно, нужно быть внимательным, потому что после желтого цвета
может загореться красный или зеленый!
Красный — стоп! — проход закрыт, а зеленый ход открыт!
Отвлекаться на дороге нельзя, нужно быть предельно внимательным и пока вы еще маленькие, переходить дорогу нужно только вместе с взрослыми.
— Какой сейчас загорелся цвет у светофора?
— Правильно, красный. И что мы будем делать?
— Правильно, желтый. И что нам делать?
— Правильно, будем внимательными.
-А сейчас какой цвет зажегся?
— Конечно зеленый, значит, теперь мы можем спокойно перейти дорогу по
зебре. Пойдемте, ребята.
IV. Игры на правила дорожного движения.
Дети подходят к домику Ушастика.
Воспитатель: Здравствуй, Ушастик, как хорошо, что ты не стал сам переходить дорогу. Мы с ребятами очень беспокоились о тебе. Ты же не знаешь правила дорожного движения, и могла бы случиться беда. Ты мог бы попасть под машину.
Ушастик, ребята хотят научить тебя правильно переходить дорогу, а этому нам поможет светофор:
«Светофор — большой помощник, лучший друг для всех в пути. Он всегда предупреждает цветом — можно ли идти!»
1. «Найди форму фонарей светофора».
2. «Расположи цвета светофора в правильном порядке» (вверху, посередине,
внизу).
3. « Почини светофор» (закрашивание недостающего цвета).
Воспитатель: Ну вот, Ушастик, теперь ты знаешь, что такое светофор. «Красный цвет — опасность рядом — стой не двигайся и жди! Никогда под красным взглядом на дорогу не ходи!»
«Желтый — светит к переменам.
Говорит: «Постой сейчас!»,
Загорится очень скоро
Светофора новый глаз!»
«Перейти дорогу можно лишь, когда зеленый цвет. Загорится, объяснится: все, иди! Машин тут нет!»
Далее идет просмотр слайдов.
Закон улиц и дорог очень добрый. Он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь взрослых и детей, но он очень суров к тем, кто его не выполняет. Только постоянное соблюдение правил дорожного движения бережет нас от беды и позволяет смело переходить улицу.
Светофор
Доча балдеет от светофоров: «крааа-а-асный! стоим!» / «зелее-ее-еный, можно еххаааать!» / «А еще светофоры будут?» И так каждый перекресток
Собственно в названии — «свет»офор. Свет светофора — масло масленое.
Из далека мы не видим, что он светит. Он горит. Горит красным цветом? Красным светом? Можно ли гореть светом?
Сигнал:
Что-то как-то ну никак не могу сказать доче: горит зеленый сигнал. Для нее сигнал это «Би-би». Для меня тоже
А от этого абзаца я совсем завис:
Светофор — это оптическое устройство, несущее световую информацию. Все мы с детства знаем, что сигналы светофора бывают красного, желтого и зеленого цвета, а еще иногда синего и лунно-белого. Красный свет запрещает движение, желтый, как правило, является предупреждающим сигналом, привлекающим внимание, а зеленый, синий и белый сигналы разрешают движение. Почему именно эти цвета используются в светофорах для регулирования дорожного движения во всем мире?
Статья написана по материалам сайтов: svet-otvet.ru, pandia.ru, alexeybychkov.com.
«
Отличная статья 0
Как появился светофор и почему для него выбрали желтый, зеленый и красный цвет
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Первый в мире светофор появился в Лондоне возле здания Парламента 10 декабря 1868 года. Он предназначался для повозок, которые должны были останавливаться, чтобы пропустить пешеходов: поднятая вверх стрелка запрещала движение, а расположенная под углом 45° говорила о том, что ехать нужно с осторожностью. А в ночное время светофором служил газовый фонарь, который вращали вручную: при этом зеленый свет, как и сегодня, разрешал проезд, а красный — запрещал.
AdMe.ru решил разобраться, почему светофор имеет 3 сигнала: красный, желтый и зеленый. Оказывается, дело тут в нашем восприятии света.
Красный
Первое, что приходит на ум при упоминании красного цвета, — опасность. Однако главная причина, по которой именно красный был выбран для запрета движения, — это видимость с большего расстояния. Согласно закону Рэлея, открытому в 1871 году, чем больше длина волны, тем меньше рассеивается свет. Из всех доступных человеческому глазу (не считая пурпурного) цветов именно у красного длина волны максимальна и составляет 620–740 нанометров.
Несмотря на то что рэлеевское рассеяние было открыто позже, чем появился первый светофор, выбор красного цвета для запрещающего сигнала был основан на опыте, полученном на железной дороге, ведь изобретатель первого в мире автоматического регулировщика движения Джон Пик Найт был железнодорожным инженером.
А вот прослужил первый светофор недолго: уже 2 января 1869 года газ в фонаре взорвался, серьезно ранив управлявшего им полицейского. Из-за этого происшествия светофоры в Британии были запрещены и вновь появились на улицах Лондона спустя 60 лет.
Желтый
Патент на изобретение Гаррета Моргана.
Согласно тому же закону Рэлея, желтому цвету принадлежит «серебро» в соревновании за лучшую видимость — длина его волны составляет 570–590 нанометров. Оранжевый цвет видно еще лучше, поэтому в современных светофорах желтый цвет нередко имеет оранжевый оттенок.
Первый трехцветный светофор был запатентован Гарретом Морганом в 1923 году, который затем продал патент компании General Electriс за $ 40 000. По легенде, он стал свидетелем аварии, произошедшей на углу улицы, и решил, что водителям не достает времени, чтобы остановиться перед тем, как загорится красный свет, следовательно, нужно было придумать третий, предупреждающий сигнал. Так у светофора появился желтый цвет.
Кстати говоря, до 90-х годов прошлого века в некоторых странах желтый сигнал светофора использовался вместо красного. Дело в том, что в темное время суток в плохо освещенной местности красный свет был плохо заметен водителям. Однако после изобретения светодиодных светофоров красный цвет был «реанимирован» и желтый снова стал использоваться только как сигнал предупреждения.
Зеленый
Длина волны зеленого цвета равна 495–570 нанометрам, что меньше, чем у красного и зеленого. Следовательно, его видно хуже, чем красный и желтый, но лучше, чем другие основные цвета, доступные нашему восприятию.
Интересно, что прообразом трехцветных автомобильных светофоров тоже стали железнодорожные. Однако «трио» цветов было несколько иным. Красный цвет обозначал сигнал остановки, зеленый — готовность, а белый разрешал движение. Но машинистам было сложно отличить белый цвет от света фонарей или звезд, что приводило к многочисленным авариям. Поэтому от белого цвета было решено отказаться и железнодорожный светофор стал двухцветным: красный запрещал движение, а зеленый — разрешал.
Кстати, в некоторых светофорах в Японии вместо зеленого используется синий цвет — и все из-за того, что в японском языке в течение долгого в
Светофоры
(в декабре 1868 г. был установлен первый светофор для регулировки дорожного движения)
Изобретение автомобиля и его «вхождение в повседневную жизнь» требовало изменений в организации дорожного движения и его регулирования. Так появились светофоры, без которых невозможна нормальная жизнь современного города. Тем не менее, установка первого светофора связана не с автомобилем, а с гужевым транспортом.
Примечание
Слово «светофор» произошло от русского — «свет» и греческого «форо» — «несущий», т.е., — несущий свет. Слово возникло в первой половине 1920-х годов из сокращенного словосочетания «световой семафор». Составной термин быстро распространился и закрепился за устройством, регулирующим движение автомобильного и железнодорожного транспорта.
Самые первые
Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 г. в Лондоне возле здания Британского парламента. Его сигналы предназначались для регулирования движения гужевого транспорта, что облегчало переход пешеходов через улицу. Изобретатель светофора — Дж.П.Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам. Светофор управлялся вручную и имел два семафорных крыла: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° — движение с осторожностью. Он был газовым и несовершенным — поэтому долго не поработал и через год взорвался.
Первый светофор. Изобретатель — Дж.П.Найт. 1868 год. ЛондонВ 1910 г. в Чикаго Эрнстом Сиррином была разработана и запатентована первая автоматическая система светофора, где участие человека в переключении сигналов не требовалось. В устройстве светофора использовались надписи «STOP» и «Proceed», которые никак не подсвечивались.
Изобретателем же первого электрического светофора считается Лестер Вайр из США. Он в 1912 г. разработал (но не запатентовал) светофор с двумя круглыми электрическими сигналами красного и зелёного цвета.
Однако днем рождения светофора считается 5 августа 1914 г., тогда на одном из перекрестков в Кливленде (штат Огайо, США) были установлены четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога. Они переключали красный и зеленый свет и издавали предупреждающий звуковой сигнал. Система управлялась полицейским, сидящим в специальной будке на перекрестке.
Будка полицейского, управляющего светофоромПервые трехцветные светофоры с использованием сигнала желтого цвета появились в Детройте и Нью-Йорке в 1920 г. В Европе трехцветные светофоры были впервые установлены в 1922 г. в Париже и в Гамбурге, а в 1927 г. — в Англии.
Первый трехцветный светофор конструкции Уильяма ПоттсаРовно через девять лет — 5 августа 1923 г. — американец Гэррэт А. Морган запатентовал первый полностью автоматический светофор. Им двигала идея справедливости: «Назначение изделия состоит в том, чтобы сделать очередность проезда перекрестка независимой от персоны автомобилиста». Возникла даже пословица: «Бог создал автомобилистов, а Гэррэт Морган сделал их равными». После 1925 г. все светофоры в мире строились по его схеме.
Первый светофор для пешеходов
До начала 1950-х светофоры во всем мире регулировали движение исключительно автомобилей. По инициативе полицейских Нью-Йорка 5 февраля 1952 г. появились первые светофоры, предназначенные для пешеходов.
Классический светофор для пешеходов. Чаще всего используют сигналы в виде силуэта человека: красный — стоящего, зелёный — идущего.За несколько лет новинка «прописалась» по всему миру, и сейчас трудно себе представить улицу мегаполиса без подобных конструкций.
Светофоры в стране Советов
В СССР первый светофор установили в Ленинграде в январе 1930 г., а в декабре — в Москве.
Это второй светофор, установленный в Москве — на углу Кузнецкого моста и Неглинки.Необычной была форма некоторых первых светофоров. Москвичка И.Б. Аполлонова вспоминает:
«Одно время странными были светофоры на улицах. Висит над перекрестком фонарик, на каждой стороне которого — круг, разделённый на неравные секторы: верхний зелёный, нижний красный, по бокам два узеньких жёлтых. По этому кругу ходит стрелка: на какой сектор показывает, тот сигнал светофора и есть. Можно было даже понять, долго ли ещё путь будет свободен или закрыт. Но движение стрелки было, по-видимому, равномерным. Реагировать на реальную ситуацию она не умела. Вскоре эти светофоры заменили на привычные для нас…» [5]
Определить год установки светофоров в Минске оказалось проблематичным — разные источники приводят противоречивые данные. Так, сайт Правил дорожного движения [13] утверждает, что в Беларуси первый светофор появился в 1938 г. в Минске на перекрестке улиц Кирова и Бобруйской. Однако, на приведенных ниже фотографиях, датируемых 1932-36 годами, мы уже видим светофоры на минских улицах. Аналогичную информацию предоставляет и сайт ГАИ Мингорисполкома: «Техническая база организации движения в Минске в предвоенные годы была примитивной: 2-3 светофора» [12].
А в третьей книге «Памяць. Мінск» утверждается, что первые светофоры в Минске появились в 1928 г., т.е., на два года раньше, чем в Москве и Ленинграде (что очень сомнительно- прим. автора):
«20 июля 1928 г. минчане узнали о введении в городе регулирования дорожного движения светофорами. Первоначально только на четырех перекрестках. Сегодня это: пересечение пр. Независимости с ул. Комсомольской, Ленина и Энгельса, а также ул. Интернациональной с ул. Ленина. В специальном объявлении разъяснялось, что означает каждый цвет светофора» [6].
Точную дату появления в Минске светофоров мне пока установить не удалось. Но, можно констатировать, что это случилось в начале 1930-х гг., скорее всего, в 1932 г. Они были установлены, как указывалось выше, на пересечении ул. Советской (пр. Независимости) с улицами Комсомольской, Ленина и Энгельса, а также ул. Интернациональной с ул. Ленина (возле бывшей гостиницы «Европа»).
Светофор на перекрестке улиц Советской и Ленинской. Справа — здание Государственного банка. 1933 г.Светофор на перекрестке улиц Советской и Энгельса, у входа в Большой сад (Александровский сквер), 1933 г.Минский ГУМ на углу улиц Советской и Комсомольской, 1936 г.Светофор возле бывшей гостиницы «Европа», на пересечении улиц Интернациональной и Ленинской, 1938 г.Интересную фотографию, опубликованную в журнале «Чырвоная Беларусь» №23-24, декабрь 1932 г., прислал краевед Владимир Садовский
Продолжительное время на оживленных перекрестках более привычной была фигура регулировщика с деревянным жезлом красного цвета в руках (такие жезлы изготавливались из дерева (ясеня) на вагоноремонтном заводе имени Мясникова) [11].
Пересечение улиц Ленина и СоветскойЖезл регулировщика — экспонат Музея МВДРегулировщик и светофор на пересечении улиц Советской и Володарского, 1938 г.Кроме светофоров на нескольких перекрестках улицы Ленина в Минске переходы обозначались металлическими кнопками сантиметров по 15 в диаметре, отлитыми на заводе имени Кирова [11].
Зеленый, желтый, красный
Попавшаяся как-то на глаза детская книжка «Дядя Степа» вызвала недоумение: на рисунке красный сигнал светофора располагался внизу. Подумалось, что это ошибка художника.
«Дядя Степа»«Дядя Степа»«Дядя Степа»Однако, воспоминания И.Б. Аполлоновой тоже сообщали «Вскоре эти светофоры заменили на привычные для нас, только расположение цветов долго ещё было не такое, как сейчас: сверху вниз — зелёный, желтый, красный» [5].
Изучая этот вопрос, удалось узнать, что до 1949 г. расположение красного и зеленого «глаза» светофора в СССР было обратным теперешнему — зелёный сверху, красный снизу. Это наглядно иллюстрируют картинки из правил дорожного движения того периода.
зелёный сверху, красный снизуДо 1949 г. расположение красного и зеленого «глаза» светофора было обратным теперешнему — зелёный сверху, красный снизу.
Именно такой порядок расположения цветов сверху вниз имели светофоры того времени.С присоединением СССР к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах (1949 г.), расположение огней светофора изменилось на обратное и привычное нам: красный — сверху, зеленый — снизу.
Обложка книги «Дядя Степа милиционер»Долгое время управление светофорами осуществлялось из милицейской будки, находящейся на перекрестке. Помните кадры из «Полосатого рейса», когда «раненного» тигра везли в больницу?
Кадр из кинофильма «Полосатый рейс»Улица Комсомольская на пересечении с Ленинским проспектом, начало 1960-х гг.Первоначально светофоры в городе устанавливали на растяжках над перекрестками.
Улица Карла МарксаЛенинский проспектПозже стали применять более надежное размещение светофоров — на осветительных мачтах столбов.
В конце 1960-х в городе работали 18 светофоров.
В 1965 г. впервые появляется знак «Регулируемый перекресток (участок дороги)». Три сигнала светофора: красный, желтый и зеленый, изображенные на поле знака, обозначали регулирование движения не только светофором, но и регулировщиком.
знак «Регулируемый перекресток (участок дороги)»
В начале 1970-х гг. автомобилей в городе стало настолько много, что появилась необходимость управлять светофорами по принципу «зеленой волны». Впервые ее применили на улице Горького (ныне Богдановича), на участке от улицы Янки Купалы до Веры Хоружей. В дальнейшем координированное управление организовали на Ленинском проспекте (ныне пр. Независимости), на участке от улицы Янки Купалы до площади Ленина (ныне пл. Независимости).
Наше время
В середине 1990-х были изобретены светодиоды с достаточной яркостью и чистотой цвета. Москва стала первым городом, в котором светодиодные светофоры стали применяться массово. Вскоре и в Минске на смену тяжелым ламповым регулировщикам (послевоенный светофор с трудом могли поднять четыре человека) пришли светофоры нового поколения (вес светодиодного светофора не превышает 15 килограммов).
Светодиодная конструкция гарантирует безотказную работу светофора в течение 10-12 лет.В ноябре 2005 г. в Минске на перекрестке улицы Городской Вал и проспекта Независимости появился экспериментальный светофор для пешеходов, оборудованный таймером обратного отсчета. Он показывал, сколько еще секунд будет гореть тот или иной сигнал светофора. Новинка прижилась и стала применяться повсеместно.
светофор для пешеходов, оборудованный таймером обратного отсчетасветофор для пешеходов, оборудованный таймером обратного отсчетаЧтобы уменьшить агрессию водителей и повысить безопасность на дорогах во многих городах мира стали применять светофоры со смайликами. Смайлики на желтом сигнале светофора начали рисовать и в Минске. Первых четыре «улыбающихся» светофора появились в январе 2011 г.: на проспекте Независимости (около пл. Якуба Коласа), на проспекте Победителей (возле дома № 3), на улицах Голубева (возле дома № 10) и ул. Алибегова (возле школы № 145).
Светофор со смайликомЕсть и памятник светофору, правда, не у нас, а в России. Скульптурная композиция установлена в Новосибирске в 2006 г. на месте, где когда-то располагался первый светофор в городе.
Памятник светофору в Новосибирске
Источники:
1. www.Jalopnik.com
2. http://epo.ucoz.com/publ/znanie_sila/istorija_veshhej/svetofor/28-1-0-527
3. http://nnm.me/blogs/samovar1/kto-pridumal-svetofor/
4. http://informburo.dn.ua/cgi-bin/iburo/start.cgi?grp=0003&prn1=info59
5. http://www.kp.by/daily/24495/649419/
6. Памяць. Мiнск. У 4-х кнiгах. Кнiга 3-я. Мінск. БЕЛТА. 2004.
7. http://www.drive2.ru/b/577139/
8. http://nnm.me/blogs/samovar1/kto-pridumal-svetofor/
9. http://auto.tut.by/news/road/330578.html
10. http://www.vminsk.by/news/18/33227/
11. http://mk.by/2011/03/18/39128/
12. http://gaiminsk.by/istoriya-gai
13. «Из истории Правил дорожного движения» — http://pdd.by/pdd/history/
Сокращенный вариант статьи был опубликован 4 декабря 2014 г. здесь: http://news.open.by/country/134125
Какого цвета сигналы светофора? | СВЕТ
Но почему, почему, почему
Был светофор зеленый?
А потому, потому, потому,
Что был он в жизнь влюбленный.©Зиновьев Н.Н.
Светофор (от рус. свет и греч. φορός — «несущий») — это оптическое устройство, несущее световую информацию. Все мы с детства знаем, что сигналы светофора бывают красного, желтого и зеленого цвета, а еще иногда синего и лунно-белого. Красный свет запрещает движение, желтый, как правило, является предупреждающим сигналом, привлекающим внимание, а зеленый, синий и белый сигналы разрешают движение. Почему именно эти цвета используются в светофорах для регулирования дорожного движения во всем мире?
В 1868 году английский изобретатель Джон Пик Найт предложил использовать устройство, подобное железнодорожному семафору для регулировки уличного движения в Лондоне возле здания Британского парламента. Днем сигналы «стоп» и «движение с осторожностью» обозначались стрелками, которые могли принимать разное положение, а в вечернее время для этих же целей использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов.
В начале 20-го века в Америке стали устанавливать первые электрические светофоры, сначала с двумя сигналами — красным и зеленым, а потом к ним добавился и желтый сигнал. В СССР первый светофор установили в 1930 году, но вместо привычного зеленого сигнала тогда использовался синий. Кроме того, до 1959 года, когда СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах, цвета светофора располагались в обратном порядке — верхний был зеленым, а нижний красным.
Конечно, такие цвета светофоров были выбраны не случайно. На выбор повлияло несколько факторов, одним из которых является психология восприятия человеком различных цветов. Красный цвет традиционно считается предупреждением об опасности, а зеленый, наоборот, цветом жизни, спокойствия.
Но одной из главных причин такого выбора цветов является зависимость степени рассеивания света от его длины волны. Согласно закону Рэлея, степень рассеивания света обратно пропорциональна четвертой степени длины волны. Значит, сильнее рассеивается коротковолновое излучение — синее и фиолетовое. А красный, как цвет с большей длиной волны, будет рассеиваться в атмосфере меньше всего, следовательно, будет виден с большего расстояния. Очевидно, что самым важным является предупреждение об опасности и предотвращение аварийных ситуаций, поэтому сигнал «стоп» обозначается красным цветом. По этой же причине (степени рассеивания) синий сигнал, как имеющий меньшую длину волны и рассеивающийся сильнее, уступил свое место зеленому.
Удивительно, что в Японии зеленый сигнал светофора называют синим. Дело в том, что когда в Японии появились первые уличные светофоры, сигналы в них были красного, желтого и синего цветов. Синие линзы светофоров со временем заменили на зеленые, но обычай называть разрешающий движение сигнал «синим» остался. Особенность японского языка состоит в том, что зеленый цвет считается оттенком синего, поэтому многие зеленые предметы японцы называют синими.