Автомобильные бензины
Требования предъявляемые к бензинам
Автомобильные бензины, являющиеся топливом для бензиновых двигателей, должны удовлетворять определенным требованиям, основными из которых являются:
- быстрое образование топливно-воздушной (горючей) смеси необходимого состава
- сгорание рабочей смеси с нормальной скоростью (без детонации)
- минимальное коррозирующее воздействие на детали системы питания двигателя
- небольшие отложения смолистых веществ в системе питания двигателя
- минимальное отравляющее воздействие на организм человека и окружающую среду
- сохранность первоначальных свойств в течение длительного времени
Детонационная стойкость. Октановое число и методы его определения
Основным свойством бензина является детонационная стойкость, характеризующая его способность сгорать в цилиндрах двигателя без детонации.
Детонация — это сгорание рабочей смеси в цилиндрах двигателя со скоростью, превышающей скорость звука. В рабочей смеси образуются углеводородные перекиси, которые самовоспламеняются и сгорают со сверхзвуковой скоростью 1500…2500 м/с (при нормальном сгорании – 10…35 м/с). Это явление сопровождается резкими металлическими стуками, перегревом и падением мощности двигателя. При детонации в двигателе возникают ударные нагрузки, которые могут стать причиной его разрушения. Показателем, определяющим детонационную стойкость бензина, является
Кроме октанового числа на возникновение детонации при работе двигателя влияют эксплуатационные факторы:
- перегрев двигателя
- большая нагрузка при малой частоте вращения коленчатого вала
- ранняя установка зажигания
Из конструктивных факторов, влияющих на возникновение детонации, следует отметить такие, как форма камеры сгорания, расположение свечи зажигания, диаметр цилиндра, а также важнейший конструктивный параметр двигателя – степень сжатия.
Для каждого типа бензинового двигателя допускается применение бензина со строго определенным октановым числом, которое обусловливается степенью сжатия двигателя: чем выше степень сжатия, тем большее октановое число должен иметь бензин. Октановое число определяют моторным и исследовательским методами, суть которых заключается в сравнении работы одноцилиндрового двигателя на испытуемом бензине и эталонном топливе. В качестве эталонного топлива используют смесь двух углеводородов – изооктана и нормального гептана. Октановое число первого принимают равным 100 единицам, второго – нулю. Если составлять смесь из этих углеводородов в определенном процентном соотношении, то оно и будет характеризовать октановое число. Так, смесь из 76 % изооктана и 24 % гептана будет равноценна бензину с октановым числом 76.
Испытание бензина моторным методом проводят следующим образом: вначале запускают двигатель на испытуемом бензине и доводят его при повышении нагрузки до возникновения детонации, которая фиксируется по шкале указателя детонации; затем переводят питание двигателя на эталонную смесь, имеющую октановое число, примерно на две единицы большее, чем у бензина. Если в фиксированном режиме нагрузки детонация не появится, двигатель переводят на другую смесь (с октановым числом, меньшим на две единицы) и вновь наблюдают за возникновением детонации. При ее появлении подсчитывают октановое число как среднее арифметическое октановых чисел двух взятых эталонных смесей. С целью большей достоверности указанное испытание проводят три раза.
Исследовательский метод испытания бензина по схеме проведения не отличается от моторного, различие заключается лишь в режиме нагрузки на двигатель в момент испытания: нагрузка устанавливается несколько меньшая, чем при моторном методе. В результате детонация возникает при использовании эталонных смесей с большим содержанием изооктана, поэтому октановое число, получаемое исследовательским методом, будет на несколько единиц выше. Например, октановое число бензина А-76, определенное по моторному методу, соответствует бензину АИ-80.
Если испытание проводят исследовательским методом, то при маркировке бензина А после буквы А; означающей, что бензин является автомобильным, следует буква И (отсутствие этой буквы указывает на моторный метод проведения испытания).
Для повышения октанового числа в некоторые бензины добавляют специальные присадки. Чаще всего это этиловая жидкость с антидетонатором ТЭС (тетраэтилсвинец). Бензин с антидетонационной присадкой называется этилированным и в отличие от обычных бензинов окрашивается.
Вследствие повышенной токсичности этилированных бензинов, проявляющей в накоплении тетраэтилсвинца в живых организмах и растительности, применение их в абсолютном большинстве стран мира запрещено.
Марки бензинов
В настоящее время в соответствии с ТУ 38.001165-2003 «Бензины автомобильные. Технические условия» выпускаются бензины следующих марок:
- А-80 (АИ-80)
- А-92 (АИ-92)
- А-96 (АИ-96)
В зависимости от испаряемости бензины могут быть летними, зимними или всесезонными. В обозначении бензинов с улучшенными экологическими свойствами и присадками содержится аббревиатура Экп (например, АИ-95 Экп).
Маркировка бензина состоит из буквы «А» и цифры, соответствующей минимальному значению октанового числа по исследовательскому методу для экспортных бензинов. Буквы «АИ» и цифры указывают, что бензин автомобильный с минимальным октановым числом, определенным исследовательским методом, поставляемых на внутренний рынок.
Летние бензины рекомендуются к эксплуатации в период с 1 апреля по 1 октября. Зимние бензины — с 1 октября по 1 апреля. Бензины А-80, А-92 и А-96 различаются только следующими свойствами: плотность их при 15 °С соответственно равна 759, 774 и 780 кг/м3; детонационная стойкость по моторному методу не менее 76,0, 83,0 и 85,0.
В целях повышения конкурентоспособности бензинов и доведения их качества до европейских стандартов введен ГОСТ 31077-2002 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин», который предусматривает выпуск бензинов Нормаль-80, Регуляр-91, Регуляр-92, Премиум-95 и Супер-98. Данный стандарт подготовлен на основе ГОСТ Р51105-97 Российской Федерации и является межгосударственным стандартом для Содружества Независимых Государств.
Бензин «Нормаль-80» предназначен для использования наряду с бензином А-76. Неэтилированный бензин «Регулятор-91» можно применять вместо этилированного бензина А-93. Бензины «Премиум-95» и «Супер-98» отвечают европейским стандартам и предназначены для современных импортных автомобилей.
В маркировке число указывает детонационную стойкость по исследовательскому методу.
В Западной Европе широко применяются бензины Benzin bleifrei, Super bleifrei и Super Plus с о.ч. соответственно 91, 95 и 98 единиц по исследовательскому методу.
Автомобильное топливо
Требования к автомобильным топливам (технико-эксплуатационные)
В качестве автомобильного топлива в наше время используется бензин, сжиженный или сжатый газ, а также дизельное топливо. И от качества топливных материалов зависит состояние топливной системы автомобиля.
Качественное топливо должно обеспечивать следующие эксплуатационные свойства:
— противоизносные – обладать хорошей смазывающей способностью и вязкостью;
— горючесть и воспламеняемость – детонационная стойкость, температура воспламенения, концентрационные и температурные пределы воспламенения, отсутствие жестокой работы, теплота сгорания, индикаторные характеристики;
— охлаждающие свойства – теплопроводность, теплоемкость;
— прокачиваемость – содержание ПАВ (поверхностно-активных веществ), фильтруемость, показатели чистоты топлива, вязкостно-температурные свойства;
— совместимость с неметаллическим материалами и коррозионная активность – воздействие на резину, содержание серы, водорастворимых кислот, сероводорода, кислотность, воздействие на различные прокладки и диафрагмы, герметики;
— испаряемость – оценивается давлением насыщенных паров и фракционным составом;
— склонность к образованию отложений – химическая и термическая стабильность потлива, возможность лако–, смоло-, нагарообразования и интенсивность.
Показатели качества автомобильного топлива
Все качественные показатели топлива по ГОСТу делятся на обязательные для отдельных видов топлив (например, фракционный состав, цетановое и октановое число, давление насыщенных паров) и обязательные для всех видов топлив (содержание механических примесей, серы, воды и т.д.).
Фракционный состав определяется зависимостью между температурами и количеством топлива, которое при этих температурах перегоняется. Выражается фракционный состав в температурах, при которых начинается перегонка (tнп
Цетановое число – это показатель воспламеняемости топлива (если двигатель с внутренним смесеобразованием). Цетановое число определяется путем сравнения с образцом (эталонным топливом). В качестве образца выступает смесь α-метилнафталина и цетана.
Октановое число – показатель, определяющий детонационную стойкость топлива для двигателей с внешним смесеобразованием. Октановое число топлива определяется путем сравнения с эталоном. Сравнивают детонационную стойкость испытуемого топлива с таким же показателем нормального гептана и изооктана на моторных установках ИТ9-6 (исследовательский метод) и ИТ9-2м (моторный метод). Обеими методами (исследовательским и моторным) позволяет определить октановое число моторная установка УИТ-65м. У жидкого топлива октановое число равно содержанию в смеси с нормальным гептаном изооктана (в процентах) у эталонного топлива, которое равноценно испытуемому бензину по детонационной стойкости. Зачастую величина октанового числа, которое было определено с использованием исследовательского метода на 4-10 больше, чем величина, определена моторным методом.
Топливо с большим октановым числом может применяться при высокой степени сжатия карбюраторного двигателя.
Кислотность показывает, сколько в топливе содержится органических кислот. Кислотность топлива является одним из показателей его коррозионных свойств. Определяется по ГОСТ 5985-79. Выражается кислотность топлива в миллиграммах КОН (едкого калия), который необходим для нейтрализации кислот, которые содержатся в 100 см3 топлива.
Давление насыщенных паров показывает наличие в топливе примесей легковоспламеняющихся фракций и растворенных газов.
Содержание серы показывает, сколько содержится в сернистых соединениях топлива серы. Эти соединения после сгорания могут вызывать коррозию деталей двигателя (сернистая коррозия). Содержание в топливе серы определяется по ГОСТ 19121-73. Это основной показатель коррозионности топлив.
Содержание воды и механических примесей является обязательным для всех видов топлив и оценивается по ГОСТ 6370-83 и ГОСТ 2084-77.
Наличие в топливе водорастворимых щелочей и кислот (остатки химических реагентов) свидетельствует о том, что оно предварительно проходило очистку на нефтеперегонных заводах. Такие примеси качественно определяются по ГОСТ 6307-75.
Дизельные топлива
Дизельное топливо – это жидкий продукт прямой перегонки нефти, который получают из керосино-газойлевых фракций. Дизельное топливо применяется в дизельных двигателях внутреннего сгорания.
Главными потребителями дизельного топлива являются легковые дизельные автомобили, железнодорожный транспорт, военная и сельскохозяйственная техника, водный транспорт и грузовой автотранспорт. Кроме вышеперечисленных потребителей, соляровое масло (или остаточное дизельное топливо) еще используется для пропитки кожи, при термической и механической обработке металлов, в закалывающих, смазочно-охлаждающих жидкостях, автомобильных (и не только), а также в качестве топлива для котельных.
Дизельное топливо (ДТ), в зависимости от климатических условий использования, принято подразделять на три основных марки: марка А (арктическое), марка З (зимнее) и марка Л (летнее).
Арктическое дизельное топливо используется при температуре окружающего воздуха до -50°С (при белее низких значениях арктическое дизельное топливо застывает). Температура вспышки данного топливного материала 25°С. Плотность не должна превышать 830 кг/м3. Арктическое дизельное топливо получают методом депарафинизации летнего ДТ, но это достаточно дорогой способ. Также можно смешать гидроочищенные, прямогонные углеводородные фракции и вторичного происхождения. По сути, арктическое дизельное топливо представляет собой утяжеленный керосин. Но керосин в чистом виде не обладает необходимыми смазывающими свойствами, цетановое число у него также довольно низкое (около 35 – 40), поэтому в арктическое дизельное топливо дополнительно вводят моторное минеральное масло (чтоб повысить смазывающую способность) и присадки, которые способствуют повышению цетанового числа.
Зимнее дизельное топливо изготавливают смешиванием вторичного происхождения, гидроочищенных и прямогонных углеводородных фракций. Температура их выкипания составляет от 180 до 340°С. Застывает зимнее дизельное топливо при температуре -35°С. Температура вспышки его составляет 30°С. Также зимнее дизельное топливо могут изготавливать, вводя в летнее ДТ депрессорную присадку (она уменьшает температуру застывания топлива). Зимнее дизельное топливо можно получить и кустарным способом. Для этого необходимо к летнему ДТ добавить керосин КО или ТС-1. Плотность зимнего дизельного автомобильного топлива составляет около 840 кг/м3.
Летнее дизельное топливо застывает при температуре всего 5°С ниже ноля. Изготавливают также смешиванием вторичного происхождения, гидроочищенных и прямогонных углеводородных фракций, но температура выкипания их уже составляет от 180 до 360°С.
Газовое топливо для автомобиля
В качестве сырья для производства газового топлива для автомобилей используются продукты переработки нефти и природные газы.
Побочным продуктом переработки нефти являются пропан-бутановые фракции. Их смесь — это и есть нефтяной сжиженный газ. Хранится нефтяной сжиженный газ в специальных баллонах в жидком агрегатном состоянии и под определенным давлением. Величина давления зависит от температуры окружающей среды. Если температура составляет около 0°С – давление в баллоне равно 3 – 7 атмосферам. В случае, когда температура достигает 40 — 45°С — давление может достигать 16 атмосфер. Это связано с расширением сжиженного газа при повышении температуры окружающей среды. Именно поэтому, при заправке газового баллона необходимо оставлять небольшую паровую подушку, объем которой составляет около 15 – 20% от общего объема (баллон должен быть заполнен не полностью, чтоб при повышении температуры газ мог расшириться, не создавая при этом критическое давление).
Для заправки автомобилей сжиженным нефтяным газом применяют две марки жидкого топлива: летнее топливо ПБА (в состав которого входит около 50% ±10% пропана, остальная часть – бутан и до 1% ненасыщенных углеводородов, иногда могут содержаться примеси этана и метана), и зимнее топливо ПА (автомобильный пропан, содержание в общем объеме которого составляет 90%±10%).
Сжатый природный газ представляет собой метан практически в чистом виде. Метан на специальных компрессорных газонаполнительных станциях сжимается и его закачивают баллон. Давление сжатого природного газа достигает 200 атм. Показатель уменьшается по мере расходования газа.
Основным недостатком газовых топлив для автомобилей является то, что мощность двигателя, в сравнении с другими видами топлив, уменьшается. При использовании сжатого природного газа мощность двигателя автомобиля снижается приблизительно на 20%, а сжиженного нефтяного газа – на 5-7%.
Стоит ли переплачивать за бензин марки АИ-95? Выбираем лучшее топливо для автомобиля.
Большинство автопроизводителей сегодня указывает в технической спецификации к современным автомобилям, что те должны ездить на бензине марки АИ-95. Обусловлено это тем, что данный вид топлива лучше соответствует экологическим стандартам, а после его переработки выделяется меньше вредных газов. Однако в России (и во многих других странах) на дорогах довольно часто встречаются машины, заправляемые АИ-92.
Выбор, следовать ли рекомендациям производителей или сэкономить на топливе, в последние годы в нашей стране становится все более актуальным: цены на автозаправках растут практически каждый месяц. Бензин АИ-92 стоит дешевле АИ-95. Поэтому большинство автомобилистов выбирают именно этот вид топлива. Причем так поступают и владельцы тех машин, которые нужно заправлять высокооктановым горючим. И, как заявляют автолюбители, в действительности никакой разницы между этими видами топлива не ощущается. Моторы продолжают работать исправно, и потери мощности в процессе эксплуатации не наблюдаются.
Мнение автомобилистов подтверждают и сами производители. Например, компания «АвтоВАЗ» устанавливает на Vesta и Granta одинаковый двигатель объемом 1,6 литра. При этом в заводской спецификации указано, что первый седан разрешено заправлять бензином АИ-92, когда как второму требуется высокооктановое топливо. Однако оба двигателя идентичны между собой до последней детали. То есть, логически рассуждая, и Vesta, и Granta можно заправлять одинаковым топливом.
Исходя из сказанного, получается, что выбор между марками горючего зависит от предпочтений автомобилиста. Тем более что современные машины оснащаются октанкорректором, который вносит изменения в работу силовых агрегатов в зависимости от типа заправляемого топлива.
Приведенная выше информация относится к 16-клапанным двигателям. Если на автомобиле установлен 8-клапанный агрегат, то заправляться можно бензином АИ-92. Использование топлива АИ-95 в данном случае лишено смысла, так как указанные моторы потребляют горючее в больших количествах. А топливо с высоким октановым числом никак не сказывается на работе двигателя. То есть динамические показатели автомобиля после заправки АИ-92 и АИ-95 одинаковы.
Важно учесть другой момент: на российских АЗС нередко продают низкокачественное топливо со множеством присадок, из-за которых на элементах двигателей образуется осадок. Это касается как АИ-92, так и АИ-95.
Основные виды автомобильного топлива
Топливо для автомобилей — это специальные горючие вещества, которые при сгорании дают максимум тепла и заставляют автотранспортное средство приходить в движение.Топливные ресурсы для автомобилей разнообразны и могут основываться как на нефтепродуктах, так и на газе, древесине и.т.д.
Среди основных видов топливного материала для автомобилей выделяют нефтесодержащие продукты, такие как бензин и различные виды дизельного топлива, а также газообразные виды горючего.
Газобаллонное оборудование набирает наивысшую степень популярности, так как данное топливо гораздо дешевле и проще в обслуживании.
Бензин используется в двигателях, которые загораются от искры, а дизельное топливо — при движении от сжатия.
Разновидности автомобильного топлива
Особенность бензина состоит в том, что для удачной работы должен смешиваться с воздухом, чтобы процесс возгорания происходил лучше и проще. Высокая детонационная стойкость исчисляется с помощью октанового числа, которое и определяет данные параметры. Высокий показатель октанового числа говорит о наивысшем качестве бензина, данное топливо безвредно для автомобиля и имеет низшую степень детонации.
Дизельное топливо имеет свои минусы. Данное вещество не терпит холодов, что усложняет жизнь автомобилистам, так как в зимний период нужно устанавливать специализированные насадки, которые снижают вероятность замерзания топлива.
Эко — топливо является настоящим трендом, так как модель правильного образа жизни и защиты природы- наиболее популярное веяние современности.
Машины на экологическом горючем имеют меньшую скорость для разгона, но основная проблема состоит в том, что в мире очень мало эко — заправок, а заряда нужно ждать достаточно длительное время.
Газовое топливо — популярный вид горючего, который не имеет губительных веществ для атмосферы. Однако, газ является более взрывоопасным и не все заправочные станции могут помочь вам с заправкой автомобиля данным топливом. Данная сфера активно развивается и все больше автомобилистов занимаются вопросом переведения своего автомобиля на газ.
У каждого автомобилиста возникает вопрос о том, какое топливо выгоднее. Лидером в данном вопросе остается газобаллонное горючее.
Установка ГБО в свой автомобиль — основные нюансы
Если вы захотели установить на свой автомобиль ГБО, то вопрос состоит не только в самой процедуре установки, но и в последующей обязательной регистрации в ГИБДД. Так как установка оборудования газобаллонного типа является фактическим изменением автотранспортного средства, то обязательно нужно вносить правки в технический паспорт своего автомобиля. Поменяв авто на газ, вы должны пройти несколько этапов до завершения всего данного действия:
- первым делом следует обратиться в автосервисный центр, где осуществится сама переделка автомобиля;
- поднятия вопроса своевременного внесения изменений в технический паспорт и документацию автомобиля через ГИБДД;
- следующим шагом будет посещение НАМИ — организации, которая проводит техническую оценку и экспертизу транспорта;
- предварительные испытания, которые проводятся до самой установки газобаллонного оборудования;
- сама установочная программа по ГБО;
- испытательная диагностика после того, как в автомобиль установлена газовая система;
- процесс регистрирования изменений в органах ГИБДД.
Наибольшим преимуществом газового топлива является проверенный факт, что каждые 100 километров, которые проехал автомобилист на бензине, обходятся ему в 3-4 раза дороже, нежели с ГБО.
Также газобаллонное оборудование наиболее безопасно, ведь октановое число газа имеет наивысший показатель, что говорит о невозможности возникновения детонации при езде на данном топливе.
После установки ГБО в вашем автомобиле останется сразу две системы топлива, что очень важно в моменты поездок на длительные расстояния и позволяет максимально обезопасить себя от некачественного топлива, переключившись на альтернативную подачу.
Учитывая то, что сам газ просто горит, а не резко воспламеняется как нефтепродукты, все детали автомобиля остаются целыми и не покрываются губительным слоем гари, что также повышает срок службы моторного масла.
Минимальная амортизация газа позволяет минимизировать расходы на ремонтные работы, чего не встретишь в других видах топливных ресурсов.
Основные этапы переустановки автомобиля на ГБО
Первое, что вам потребуется сделать перед регистрацией в ГИБДД и самой переустановки ГБО — провести полнейший технический осмотр вашего транспортного средства. Данную процедуру можно провести на СТО и в фирменных салонах, чтобы получить разрешение на тюнинг своего автомобиля по техническим показателям.
После проведения диагностики заполняется специальная форма заявления в ГИБДД, по которой после сбора документов выдается разрешение на установку нового ГБО.
Для того, чтобы подать на рассмотрение свою заявку вам нужно собрать такие документы:
- акт о проверке вашего автомобиля на предмет возможности установки в него ГБО — то есть само заключительное решение после диагностики в форме справки;
- свои паспортные данные;
- сама форма заявления, заполненная вручную;
- договорная доверенность, которая подтверждает разрешение владельца транспортного средства на установку в него ГБО работниками сервиса;
- документ вашего автотранспортного средства, который подтверждает его регистрацию;
- технический паспорт автомобиля;
- сам автомобиль для дополнительного тестирования и установки.
Только после того, как данная служба даст добро, можно устанавливать ГБО в свой автомобиль. До этого перевод авто на газобаллонное оборудование считается незаконным.
Какие процессы регистрации после установки ГБО в автомобиль нужно пройти?
После того, как вы получили все разрешения и установили в свой автомобиль ГБО, нужно пройти регистрацию в ГИБДД. Для этого вам потребуется собрать такой перечень документов:
- первоочередное заключение о проведенной диагностике на предмет рациональности модернизации транспортного средства;
- все документы для удостоверения вашей личности;
- право владения автомобилем и документы, подтверждающие данный фактор;
- заявление в письменном виде о выдаче свидетельства смены авто на газовое топливо;
- карта диагностики;
- вся сертификация подлинности и исправности ГБО;
- сертификационный документ компании — установщика ГБО, подтверждающий его право на сам процесс установки и проведение таких работ;
- чековые доказательства уплаты государственной пошлины.
В соответствии с действующим законодательством, без выполнения всех данных этапов и предоставления всего ряда документов смена ГБО не может быть произведена или транспортное средство будет считаться нелегально модернизированным, за чем следует строжайшая система штрафов.
Какие плюсы установки ГБО и цена на данную процедуру?
Каждый вид топлива имеет свои плюсы и минусы. Основными плюсами, перечисленными выше, являются низкая стоимость топлива и его щадящее отношение к самому автомобилю. Именно данный фактор наталкивает большинство автомобилистов на смену вида топлива и установку газобаллонного оборудование в свое транспортное средство.
Переоборудование машины на газ имеет разную ценовую политику — в зависимости от типа автомобиля, его изначального состояния, региона и компании, которая займется данным вопросом.
В данный момент времени ценовая кампания на данную услугу выглядит примерно таким образом:
- карбюраторные автомобили иностранного происхождения, которые более дорогостоящие в обслуживании и при приобретении, переоборудуются на газ по цене примерно 250$ — 500$ за весь объем работ;
- ГАЗ, ВАЗ и прочие автомобили отечественного производства имеют немного меньшую таксу за работу — от 200$ до 350$;
- моноинжекторные машины иностранного происхождения при установке ГБО займут около 300$ — 600$;
- иностранные автомобили с механическим типом инжекторов — около 400$ — 700$ за такую работу;
- полноинжекторные иномарки — цена около 400$ — 800$.
До того, как вы установите себе ГБО в автомобиль, рекомендуется прочитать как можно больше тематических форумов и почерпнуть максимум полезной информации и отзывов автомобилистов, которые уже провели данную процедуру. Топливные ресурсы для автомобилей настолько различаются — одни имеют определенные плюсы при эксплуатации, другие — более дешевые, доступные и экологичные. Однозначно можно сказать, что выбирать вид топлива для своего автотранспортного средства нужно вдумчиво, тщательно взвесив все за и против, а также проверив свой автомобиль на предмет поломок.