Галогеновые автолампы: принцип работы, 7 характеристик и их разновидности
На современных рынках особо востребованы галогеновые лампы для авто. Использование таких осветительных приборов гарантирует безопасное движение в ночное время и значительно сокращает количество аварий, так как галогенный свет отлично освещает дорогу перед транспортным средством.
Содержание статьи
История возникновения
Специалисты не одно десятилетие работали над созданием современного источника света. Впервые колба лампы была заполнена инертным газом в прошлом веке. Через полвека немецкими конструкторами изделие было усовершенствовано: в колбу поместили галогены.
Лишь спустя сорок лет галогенную автолампочку стали широко использовать. Современное осветительное устройство представлено лампой с буферным газом: парами галогена йода или брома.
Автомобильные галогеновые лампы отличаются от иных источников освещения:
- мощностью;
- естественным спектром излучения;
- высокой, оптимальной светоотдачей;
- временем эксплуатации;
- рабочей температурой.
Галогенные лампы относятся к новому поколению автомобильной оптики.
Принцип работы устройства
По принципу работы галогеновые лампы для автомобиля кардинально отличаются от работы обычных ламп.
Лампы накаливания начинают светиться при прохождении электричества по вольфрамовой спирали и максимальном её накале.
Именно высокая температура заставляет атомы вольфрама покидать спираль и оседать на прохладной поверхности колбы, что приводит к снижению срока службы обычной лампочки.
А вот в галогеновых лампах для авто химическая реакция начинается с кислорода, взаимодействующего с атомами вольфрамовой спирали и парами галогена. Наличие паров галогена не позволяет атомам вольфрамовой спирали высаживаться на поверхности колбы.
При возникновении вблизи спирали мощного источника тепла образовавшееся соединение начинает обратный распад на вольфрам, галоген и кислород. Атомы вольфрама возвращаются на спираль, возрастает температура спирали, что приводит к яркому свету.
Благодаря чему устройство функционирует более продолжительное время, при этом сохраняя минимальные объёмы.
Специалисты отмечают, что галогенные автолампы отличаются спектром света, который наиболее близок к солнечному свету, а также в них максимально снижено ультрафиолетовое излучение. Благодаря чему появился шанс снизить выцветание объектов.
Отличительные характеристики
Галогеновые автолампы отличаются следующими характеристиками:
- Временем эксплуатации. Устройства работают бесперебойно на протяжении 2 — 4 тысяч часов. При аккуратном включении срок увеличивается вдвое.
- Рабочая температура спирали рассчитана на 3000 К.
- Номинальная мощность лампы составляет 55 Вт.
- Осветительное устройство потребляет при работе 12 В.
- Оптимальная светоотдача лампы находится в пределах 15 — 22 лм/Вт.
Опытные автомобилисты отмечают, что главной особенностью галогеновых автоламп принято считать стабильный уровень яркости в продолжение длительного срока эксплуатации.
Разновидности ламп
Галогенные лампы для автомобиля различаются конструкцией, освещением и энергопотреблением.
Фланцевым автолампам характерно ограниченное расстояние от фланца до спирали, что даёт возможность установить спираль как в фокусе отражателя, так и в определённом месте. В автомобилях с фарами устанавливают лампы Н1 и Н7.
Ранее модель Н1 обеспечивала дальний свет. С момента возникновения модели Н7, отличающейся отличной светоотдачей, Н1 стали использовать для освещения дороги в туманную погоду.
В автотранспорте устанавливают штифтовые галогеновые лампы. Их отличительной чертой является наличие цилиндрического цоколя со смещёнными и симметричными штифтами. Смещение в высоту требуется для того, чтобы корректировать устройство в патроне.
Круговое смещение характерно для оранжевых лампочек. Устройства предусмотрены для транспортных средств, оборудованных поворотниками с прозрачными стёклами.
Софитные лампочки предназначены для внутреннего освещения салона автомобиля. Для данной разновидности характерно наличие двух цоколей. Устройство довольно удобно в использовании благодаря компактным размерам.
Среди автомобилистов спросом пользуются галогенные лампочки, в которых вместо цоколя предусмотрен пластиковый патрон и проводник с прижатыми контактами. Такие лампочки можно встретить на приборных панелях и в габаритных огнях. Устройства невероятно популярны из-за высокого срока службы.
Автолампы, оснащённые патроном из стекла и пластмассы, устанавливают на приборных панелях. Устройства отличаются надёжностью, благодаря тому, что штекер питания, патрон и контакты прочно закреплены. Их поверхности не окисляются.
В моделях Н8, Н9 и Н11 предусмотрен пластиковый уплотняющий цоколь. Устройства используют в миниатюрных фарах, для дальнего и для ближнего освещения.
Вывод
Галогенные автолампы экономят бензин и оттягивают сроки замены устройств. Кардинально отличаются от обычных лампочек.
5 характеристик и принцип работы
Содержание статьи
История возникновения
Специалисты не одно десятилетие работали над созданием современного источника света. Впервые колба лампы была заполнена инертным газом в прошлом веке. Через полвека немецкими конструкторами изделие было усовершенствовано: в колбу поместили галогены.
Лишь спустя сорок лет галогенную автолампочку стали широко использовать. Современное осветительное устройство представлено лампой с буферным газом: парами галогена йода или брома.
Автомобильные галогеновые лампы отличаются от иных источников освещения:
- мощностью;
- естественным спектром излучения;
- высокой, оптимальной светоотдачей;
- временем эксплуатации;
- рабочей температурой.
Галогенные лампы относятся к новому поколению автомобильной оптики.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой он рассказывает об автомобильных светодиодных лампах.
Также советуем внимательно изучить материал нашего специалиста, посвящённый вопросам, как выбрать ксеноновые лампы и какой ксенон лучше для вашего автомобиля.
Принцип работы устройства
Лампы накаливания начинают светиться при прохождении электричества по вольфрамовой спирали и максимальном её накале.
Именно высокая температура заставляет атомы вольфрама покидать спираль и оседать на прохладной поверхности колбы, что приводит к снижению срока службы обычной лампочки.
А вот в галогеновых лампах для авто химическая реакция начинается с кислорода, взаимодействующего с атомами вольфрамовой спирали и парами галогена. Наличие паров галогена не позволяет атомам вольфрамовой спирали высаживаться на поверхности колбы.
При возникновении вблизи спирали мощного источника тепла образовавшееся соединение начинает обратный распад на вольфрам, галоген и кислород. Атомы вольфрама возвращаются на спираль, возрастает температура спирали, что приводит к яркому свету.
Благодаря чему устройство функционирует более продолжительное время, при этом сохраняя минимальные объёмы.
Специалисты отмечают, что галогенные автолампы отличаются спектром света, который наиболее близок к солнечному свету, а также в них максимально снижено ультрафиолетовое излучение. Благодаря чему появился шанс снизить выцветание объектов.
Отличительные характеристики
Галогеновые автолампы отличаются следующими характеристиками:
- Временем эксплуатации. Устройства работают бесперебойно на протяжении 2 — 4 тысяч часов. При аккуратном включении срок увеличивается вдвое.
- Рабочая температура спирали рассчитана на 3000 К.
- Номинальная мощность лампы составляет 55 Вт.
- Осветительное устройство потребляет при работе 12 В.
- Оптимальная светоотдача лампы находится в пределах 15 — 22 лм/Вт.
Опытные автомобилисты отмечают, что главной особенностью галогеновых автоламп принято считать стабильный уровень яркости в продолжение длительного срока эксплуатации.
Разновидности ламп
Галогенные лампы для автомобиля различаются конструкцией, освещением и энергопотреблением.
Фланцевым автолампам характерно ограниченное расстояние от фланца до спирали, что даёт возможность установить спираль как в фокусе отражателя, так и в определённом месте. В автомобилях с фарами устанавливают лампы Н1 и Н7.
Ранее модель Н1 обеспечивала дальний свет. С момента возникновения модели Н7, отличающейся отличной светоотдачей, Н1 стали использовать для освещения дороги в туманную погоду.
В автотранспорте устанавливают штифтовые галогеновые лампы. Их отличительной чертой является наличие цилиндрического цоколя со смещёнными и симметричными штифтами. Смещение в высоту требуется для того, чтобы корректировать устройство в патроне.
Круговое смещение характерно для оранжевых лампочек. Устройства предусмотрены для транспортных средств, оборудованных поворотниками с прозрачными стёклами.
Софитные лампочки предназначены для внутреннего освещения салона автомобиля. Для данной разновидности характерно наличие двух цоколей. Устройство довольно удобно в использовании благодаря компактным размерам.
Среди автомобилистов спросом пользуются галогенные лампочки, в которых вместо цоколя предусмотрен пластиковый патрон и проводник с прижатыми контактами. Такие лампочки можно встретить на приборных панелях и в габаритных огнях. Устройства невероятно популярны из-за высокого срока службы.
Автолампы, оснащённые патроном из стекла и пластмассы, устанавливают на приборных панелях. Устройства отличаются надёжностью, благодаря тому, что штекер питания, патрон и контакты прочно закреплены. Их поверхности не окисляются.
В моделях Н8, Н9 и Н11 предусмотрен пластиковый уплотняющий цоколь. Устройства используют в миниатюрных фарах, для дальнего и для ближнего освещения.
Вывод
Галогенные автолампы экономят бензин и оттягивают сроки замены устройств. Кардинально отличаются от обычных лампочек.
Пожалуйста, оцените этот материал!
Загрузка…Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!
Технические характеристики автомобильных ламп
Автомобильное освещение – это повышенная безопасность на дороге. В систему автомобильного света входит как внешнее, так и внутреннее освещение. Таким образом, в нынешнее время существует большое количество разновидностей ламп, а именно:
Каждый лампа предполагает монтаж в специально отведенное для нее место, обладая такими характеристиками, как тип монтажного цоколя, мощность, напряжение и самое главное, что обеспечивает безопасность – это яркость или же сила света. Яркость ламп обеспечивает качественное освещение дорожного полотна, характеризуется охватом территории, протяженностью. От яркости зависит ваша безопасность и соответственно чем она выше сила света, тем большую защищенность приобретает водитель транспортного средства. Следуя из этого, мы представляем вам подробную характеристику существующих и распространенных автомобильных ламп и их параметры.
Характеристики автомобильных ламп
Место монтажа | Вид лампы | Тип лампы | Монтажный цоколь | Напряжение источника (В) | Мощность лампы (Вт) | Яркость(Лм) |
Ближний/дальний | Старая лампа накаливания | R2 | P45t-41 | 6 | 45/40 | 400-550 |
12 | 45/40 | |||||
24 | 55/50 | |||||
Противотуманки, дополнительные фары, ближний/дальний свет для четырехфазных систем | Галоген | Н1 | P14.5e | 6 | 55 | 1350 |
12 | 55 | 1550 | ||||
24 | 70 | 1900 | ||||
Дальний и ближний свет головной оптики | Галоген | Н2 | X511 | 6 | 55 | 1300 |
12 | 55 | 1800 | ||||
24 | 70 | 2150 | ||||
Противотуманные и дополнительные фары | Галоген | Н3 | PK22s | 6 | 55 | 1050 |
12 | 55 | 1450 | ||||
24 | 70 | 1750 | ||||
Ближний и дальний режим | Галоген | Н4 | P43t-38 | 12 | 60/55 | 1000-1650 |
24 | 75/70 | 1200-1900 | ||||
Для четырехфарных систем ближний/дальний режим | Галоген | Н7 | PX26d | 12 | 55 | 1500 |
Дальний режим для систем с четырьмя фарами | Галоген | НВ3 | P20d | 12 | 60 | 1900 |
Стоп-сигналы, задние фонари, противотуманки (задние) | Светодиоды | P21W | BA15s | 6 | 21 | 460 |
PY21W | 12 | |||||
Стоп-сигнал | Светодиоды | P21/5W | BAY15d | 6 | 21/5 | 440/35 |
PY21W | 12 | 21/5 | 440/35 | |||
— | 24 | 21/5 | 440/40 | |||
Задние и передние габариты | Светодиоды | P5W | BA15s | 6 | 5 | 50 |
12 | ||||||
24 | ||||||
Задние габариты | Светодиоды | R10W | BA15s | 6 | 10 | 125 |
12 | ||||||
24 | ||||||
Подсветка государственного номера, задние габариты | Светодиоды | C5W | SV8.5 | 6 | 5 | 45 |
12 | ||||||
24 | ||||||
Лампы для заднего хода | Светодиоды | C21W | SV8.5 | 12 | 21 | 460 |
Передние габариты | Светодиоды | T4W | BA9s | 6 | 4 | 35 |
12 | ||||||
24 | ||||||
Передние габариты, государственный номер | Светодиоды | W5W | W2.1×9.5d | 6 | 5 | 50 |
12 | ||||||
24 | ||||||
Государственный номер, передние габариты | Светодиоды | W3W | W2.1×9.5d | 6 | 3 | 22 |
12 | ||||||
24 | ||||||
Ближний для четырехфарной системы | Ксенон | D1S | PK32d-2 | 12 | 35 | 3200 |
Ближний для четырехфарной системы | Ксенон | D2S | P32d-2 | 12 | 35 | 3200 |
Ближний для четырехфарной системы | Ксенон | D2R | P32d-3 | 2 | 35 | 2800 |
Примечания:
Это система, которая состоит из четырех фар, имеющих размер 130 мм. Она располагаются попарно, то есть по 2 на каждую фару – правую и левую.
В таблице приводятся самые распространенные и часто используемые типы ламп, соответственно, этот список нельзя считать максимально полным.
Основные типы цоколей автоламп
Отметим, что на сегодняшнее время самым популярным среди всех видов автомобильных ламп является ксенон, обладающий максимальной эффективностью, яркостью и позволяющий обеспечить лучшую заметность на дороге. Светодиоды также имеют актуальность, но используются только в качестве дополнительной системы освещения. В головной оптике используются очень редко, поскольку до сих пор находятся на стадии доработки. Галогеновое освещение – это стандартные лампы, которыми комплектуют большинство автомобилей еще на заводе, и они до сих пор сохраняют свою актуальность. Дело в том, что ксенон устанавливается преимущественно в дорогие машины, а его установка в галогеновую оптику не всегда разрешена или же является проблемной. Стоит заметить, что ксенон дорогой и многокомпонентный, а поэтому до сих пор не может вытеснить галогеновое освещение.
При выборе ламп стоит учитывать:
- Вид лампы – галоген, ксенон, светодиоды.
- Назначение – в головную оптику, для наружного дополнительного освещения или же для внутреннего монтажа в салон и т. д.
- Цоколь – очень важно, чтобы он соответствовал монтажному штатному разъему вашего автомобиля.
- Производитель – лучше выбирать именитые фирмы с хорошей репутацией и длительностью работы в сфере автомобильного освещения.
- Характеристики – мощность, напряжение, световой поток или же яркость, цветовая температура.
- Эксплуатационный срок – самый большой у ксенона для головной оптики и у светодиодов, которые используются в качестве дополнительного освещения.
Помните, что от выбранной лампы зависит не только качество света, но и ваша собственная безопасность, особенно, если это касается головной оптики.
какие лучше, как выбрать и установить
Исправность галогенных ламп в автомобиле не менее важна, чем исправность двигателя. Особенно остро этот вопрос встаёт при частом движении в ночное время: согласно статистике департамента полиции, 50 % ДТП с тяжёлыми или смертельными последствиями происходит именно ночью. Таким образом, использование качественных и конструктивно совместимых галогенок является залогом вашего безопасного передвижения. О том, как правильно определить вид, который использует ваш производитель, выбрать мощность и цвет светового потока, вы сможете узнать в нашей статье.
Основные характеристики галогенных ламп
Рынок предлагает множество вариаций одних и тех же комплектующих от разных производителей. Это могут быть как именитые бренды, так и китайские аналоги, которые заманивают покупателя на первый взгляд низкими ценами и лучшими характеристиками.
Количество вариантов можно существенно уменьшить, если вы знаете, что именно вам нужно, а для этого необходимо ознакомиться с основными характеристиками.Виды галогенных ламп
Неоспоримым преимуществом использования в автомобиле именно галогенок является их разнообразие видов на рынке, а именно:
- галогенная с повышенной яркостью — увеличенная яркость необходима людям с ухудшенным зрением, чтобы увеличить длину освещаемого полотна;
- галогенная с повышенной мощностью — мощность может быть увеличена до 2–3 раз. Нужно быть внимательным: штатная электросистема не рассчитана на такие мощности — как следствие, риск возгорания резко увеличивается;
- галогенная всепогодная — изменение цвета светового потока на жёлтый помогает улучшить видимость в сильный дождь или туман;
- галогенная с долгим сроком службы — по уверениям производителей, эти лампы обладают большим сроком действия вследствие особой конструкции колбы и формы закрутки спирали;
- галогенная улучшенного визуального комфорта — изменение цвета света в сторону бело-голубого спектра уменьшает нагрузку на глаза и утомляемость водителя, улучшает видимость разметки и знаков.
Новое обозначение | Старое обозначение | Яркость штатной, люмен |
h2 | h2 | 1500 |
h5 | h5 | 1000/1600 |
H7 | H7 | 1500 |
H8 | H8 | 800 |
H9 | H9 | 2000 |
h21 | h21 | 1350 |
h26 | PSX24W | 550 |
h37 | 880, 881 | 700 |
HB3 | 9005 | 1600 |
HB4 | 9006 | 1300 |
Мощность
Это одна из главных характеристик галогенных ламп, на которую в первую очередь обращают внимание водители при покупке. Производители обещают 90 Ватт мощности вместо стандартных 50–60 Ватт и, как следствие, лучшее освещение дороги в ночное время. Необходимо покупать лампы, которые имеют рекомендуемую производителем мощность. Ведь повышенная мощность создаётся за счёт увеличения напряжения, что приведёт к проблемам с электричеством в автомобиле и увеличит риск возгорания. Также это плохо повлияет на ресурс генератора, поскольку он не будет рассчитан на увеличенную мощность.
Знаете ли вы? Во время работы колба галогенной лампы нагревается до температуры более 800 °С.
Цветовая температура
В яркий солнечный день мы чётко можем различать все предметы — это так называемая комфортная дневная температура. Составляет в среднем от 4000 до 6500 К. Чаще всего автолюбителями используется цветовая температура 6000 К, так называемый белый свет. Чем ближе температура света галогенных ламп к этой цифре, тем комфортнее глазам, и водитель будет чувствовать меньше усталости.
Но такой свет очень сильно отражается от капель дождя и тумана, поэтому для подобных погодных условий используют жёлтый свет: в цветовой температуре это 3000 К.
Срок службы
Срок службы производители обычно завышают. Так, штатные лампы прослужат вам в среднем 600–800 часов. Это при условии, что напряжение в бортовой сети будет равно 13,2 В. В случае если для увеличения яркости вы поднимете напряжение на 5 %, срок службы резко упадёт до 60 % от заявленных производителем. При напряжении в 12 вольт срок действия ламп увеличится на 60–70%, но световой поток уменьшится на 10 %.
Также существуют лампы с увеличенным сроком службы, что достигается путём использования особой конструкции колбы, более толстой спирали или уникальной смеси газов. Как правило, их срок службы составляет не более 10–12 месяцев.
Если вы решите купить дешёвый китайский аналог, то менять его вам придётся каждый 2–3 месяца, и экономия по сравнению с покупкой брендовых комплектующих будет мизерной.
Использование галогенных ламп
Галогенные лампы являются новым этапом развития обычных ламп накаливания, поэтому имеют как свои преимущества, так и недостатки.
Преимущества
- Повышенная светоотдача — по сравнению с лампами накаливания яркость увеличиватся на 60 %. Это заслуга использования инертного газа, который в совокупности с парами брома увеличивает температуру накаливания спирали.
- Возможность выбора разного цвета свечения в результате окрашивания колбы в желаемый оттенок.
- Срок службы намного выше, чем у обычных — при условии соблюдения правил эксплуатации они прослужат вам до двух лет.
- Качество освещения при плохих дорожных условиях гораздо лучше, яркость ламп позволяет освещать даже обочину, что уменьшает риск наезда на пешехода в тёмное время суток.
- Яркость сохраняется в течение всего срока службы.
Недостатки
- Высокая температура внешней оболочки — колба сильно нагревается из-за большой температуры вольфрамовой нити.
- Высокое потребление энергии — изделия потребляют большое количество энергии, особенно по сравнению со светодиодными лампами;
- Скачок напряжения в бортовой сети может привести к выходу из строя фар или их перегоранию.
- При неправильной установке без использования перчаток и оставлении отпечатков на колбе она может лопнуть или привести к выходу из строя лампы.
Принципы выбора галогенной лампы
В настоящее время представлен огромный выбор галогенных элементов для фар. Возникает вопрос — как их выбрать, если они отличаются по характеристикам, но по виду практически идентичны. По этой причине при их замене нельзя опираться на визуальное сходство — покупать следует только по маркировке во избежание непредвиденных проблем. При выборе необходимо учитывать маркировку цоколя, посадочный диаметр и номинальную мощность. Цвет свечения выбирается в зависимости от условий использования и непосредственного назначения.
По строению лампы разделяются на:
- лампочки с уплотняющим цоколем — используются с маркировкой h5, H9, h21.
Как подобрать лампы по марке автомобиля?
Если вы столкнулись с проблемой сгоревшей лампы главного света, то первым правилом является замена сразу двух элементов.
Элемент фары необходимо выбирать согласно руководству по эксплуатации автомобиля, руководствуясь маркировкой и индексами осветительных элементов. Необходимо знать марку своего автомобиля, модель, объём двигателя и год выпуска.
Для ламп главного, дополнительного и салонного освещения выбор облегчает маркировка на цоколе. А вот для приборной панели такой маркировки не предусмотрено, поэтому стоит быть более внимательным.
Важно! Стоит помнить, что лампы, похожие по внешнему виду, не являются взаимозаменяемыми.
Автолампы повышенной яркости
При плохой видимости или для людей с ухудшенным зрением при езде в тёмное время суток возникает необходимость в хорошем освещении дороги. Чтобы обеспечить безопасность себе и другим участникам дорожного движения, рассмотрим лампы увеличенной яркости, относящиеся к типу h5.
Производитель заявляет, что этот тип позволяет увеличить её яркость от 30 до 100 % по сравнению с аналогичными стандартными моделями. Увеличение мощности происходит вследствие особой конструкции, которая выдерживает большее напряжение. Перед использованием необходимо обязательно убедиться, что штатная электросистема выдержит такую нагрузку.
Также такое освещение может приводить к ослеплению водителей встречного движения, поэтому не рекомендуется использовать его на дорогах общего пользования без предварительной проверки. А вот при использовании для офф-роуд поездки такой вариант подходит.
Замер яркости проходит следующим образом:
- Галогенная лампа устанавливается в специальное отражающее устройство.
- Значения для сравнения выбираются из середины светового луча.
- С помощью люксометра измеряется значение.
- Процесс проводят с лампами улучшенной яркости, определяя их эффективность в отношении заводского варианта.
- GE MegaLight Ultra;
- MTF Light Titanium;
- Kioto VWhite;
- Phillips Crystal Vision;
Установка: пошаговое руководство
В случае если вы решили не тратить лишние деньги на поездку в сервисный центр и произвести замену самостоятельно, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- Внимательно осмотрите корпус фары, чтобы определить, как проходит демонтаж лампы. В некоторых автомобилях этот процесс сложный и предполагает снятие дополнительных элементов — бампер или решётку радиатора.
- В процессе замены нужно быть максимально осторожным — нельзя браться руками за стекло колбы без специальных перчаток. Пятна на корпусе вследствие высокой температуры могут вызвать вывод из строя или повреждения колбы. Если вы всё же по неосторожности коснулись колбы, необходимо вытереть её микрофиброй, смоченной в спирте.
- При подключении нужно быть внимательным и следить за правильным расположением штифтов, чтобы избежать их повреждения.
- Несмотря на то, что спираль в колбе располагается достаточно точно, после замены вам, возможно, придётся отрегулировать фары заново. Этот процесс возможен только в специализированных технических центрах.
- После установки необходимо проверить её правильность. В случае необходимости демонтажа элементов для замены нужно проверить надёжность их крепления.
- После окончания проделанной работы необходимо сделать тест обновлённого головного света автомобиля.
Важно! В современных автомобилях не всегда можно самостоятельно произвести замену. Некоторые модели предусматривают замену только с использованием специализированного оборудования и навыков специалиста.
Рейтинг автоламп
Какие компании необходимо рассматривать при покупке ламп — достаточно сложный вопрос. Не стоит экономить: китайские производители привлекают низкой ценой, но и срок службы их изделий гораздо меньше. Поэтому рассматривать необходимо компании с известным именем и хорошей репутацией:
- Osram — компания имеет более чем вековую историю, это мировой производитель световых приборов. Является поставщиком оригинальных запчастей на большинство автомобильных заводов;
- Philips — голландская компания, известная не только в области производства светотехники. Занимается выпуском комплектующих фар как для крупных автомобильных компаний, так и для вторичного рынка;
- Bosch — немецкая компания, производит довольно широкий спектр продуктов для автомобильной сферы. Занимается изготовлением ламп и блоков управления двигателя;
- General Electric — американская компания, несомненно, один из крупнейших поставщиков источников световых приборов для автомобилей. Занимает лидирующие места в сфере автомобильного освещения, ассортимент является одним из крупнейших на рынке;
- Koito — японская компания, мировой производитель ламп как для автомобилей, так и для железнодорожного, морского и авиационного транспорта.
При выборе ламп не следует обращать внимание только на цену, ведь от их качества зависит не только ваша жизнь, но и жизнь других участников дорожного движения.
Знаете ли вы? Японские лампы были проверены командами, которые принимали участие в ралли «Дакар».
Не стоит забывать, что за свет, который ослепляет других водителей или не соответствует установленным нормам, предусмотрен штраф.Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Как выбрать галогеновые лампы головного света
Автомобильные лампы головного света – одна из тех вещей, которые владельцы транспортного средства могут с легкостью купить, а иногда даже и заменить самостоятельно. Сегодня на рынке автомобильных ламп можно найти самые разные товары: ксеноновые, биксеноновые, классические лампы накаливания, а также галогеновые и, совсем уж с недавних пор, светодиодные лампочки. В ближайшем будущем автолюбители будут засматриваться на лазерное освещение! Но пока это будущее не наступило, приходится выбирать между тремя вариантами. Большая часть автолюбителей по-прежнему отдает предпочтение испытанному галогеновому освещению – она не слишком яркое, плотное, относительно экономное и долговечное. Недобросовестные производители пользуются доверием владельцев авто к галогену. Давайте разберемся с тем, как правильно выбирать галогеновую лампу под автофары и заодно разберемся с тем, как они вообще устроены.
Галоген или ксенон?
Давайте начнем с разбора полетов. Сегодня наибольшим спросом на рынке головного света пользуются галогеновые и ксеноновые лампочки. И ту, и другую лампу легко найти в магазине. Они все относятся к популярным типам (h2, а также H7, h5), прекрасно справляются со своими основными задачами и будут активно использоваться в ближайшем будущем, несмотря на активное развитие лазерного освещения. Первое, что бросается в глаза при изучении каталога ксеноновых ламп, так это их высокая цена. Давайте сравним характеристики и особенности двух ламп и выясним, почему же одна может стоить в несколько раз дороже другой:
- Галоген. Лампа проста, потребляют не очень много энергии в сравнении с классической лампой накаливания, легко заменяема. Что также важно, в магазинах можно найти галогеновые лампы самых разных размеров и форм. Минусы: энергозатратны в сравнении с более современными лампами, хрупки. Как правило, галоген служит около 1000 часов;
- Ксенон. Такие лампы служат очень долго, экономичнее, гарантируют хорошую обзорность. Минусы: высокая стоимость, требуют докупки блока розжига, достигают максимальной яркости при работе за несколько секунд, могут ослепить водителей на встречке. Важно учесть, что световое пятно многих ксеноновых фар неравномерно: местами оно плотное, а местами прерывается тонкими полосами, что ухудшает видимость. Служит ксенон 2000 часов. Примерно после 2200 часов эксплуатации плотность светового пучка такой лампы становится критически низкой.
Несмотря на очевидную экономию электроэнергии и больший срок службы, экономия на ксеноне оказывается весьма относительной – автолюбителю придется докупать блок розжига. Еще дороже обходится биксенон, т.е. ксеноновая оптика, которая работает и как ближний, и как дальний свет. А вот галоген, входящий в штатную оптику значительной части иномарок, обходится дешевле, но служит меньше где-то в два раза. Как показывает практика, автолюбители сегодня отдают предпочтение галогеновой оптике, и дело отнюдь не в ее ценовой доступности. Она светит не так ярко, как ксенон, но зато не слепит и выдает довольно плотный световой пучок. Значительная часть ксеноновых ламп, которые можно найти на рынке, по качеству освещения даже проигрывают галогеновым. Здесь важно учитывать не только их совместимость с автомобилем, но и то, кем оптика была произведена. Этот момент мы затронем чуть позже.
Устройство галогеновой лампы и особенности работы
Даже некоторые опытные автолюбители верят в то, что автомобильный галоген работает по совсем новому принципу образования света. На самом деле все крайне просто. Внутри лампы находится уже привычная нам всем вольфрамовая нить, которая, раскаляясь, начинает светиться. Однако интересных отличий между галогеном и обычной лампочкой накаливания хватает. Начнем с конструкции. Она включает в себя:
- Обыкновенную вольфрамовую спираль;
- Контактную группу;
- Светоотражающий колпачок;
- Колбу из высокопрочного материала;
- Электроды.
Наполнителем колбы являются т.н. галогены – газы брома, хлора, а также йода. Во-первых, лампы накаливания имеют наполнитель потому, что без него вольфрамовая нить быстро перегорает. Во-вторых, наполнитель предотвращает потемнение материала лампы по ходу ее работы. Галогены стали использоваться в лампах накаливания как раз по второй причине: объем галогенов для лампы заданной мощности может быть вдвое меньше объема, скажем, аргона для лампы этой же мощности без риска потемнения колбы. Проще говоря, автомобильный (да и любой другой в принципе) галоген удается сделать очень компактным.
Впрочем, галоген страдает теми же болезнями, что и любая другая лампа накаливания с наполнением в виде инертного газа. Вольфрамовая спираль со временем истончается в одном или нескольких участках, в этом же месте температура нити повышается, равно как и ускоряется испарение материала. Итог: перегорание спираль. Напомним, что принцип работы спиралей накаливания состоит в том, что атомы (в данном случае вольфрама) отлетают от сильно нагретого тела накала, но, не долетая до поверхности колбы, снова попадают на спираль. Результатами работы является свечение, образование тепла и постепенное истончение спирали.
Галогеновые лампы могут похвастать отличной цветопередачей. Выражаясь научным языком, их непрерывный спектр очень близок к спектру так называемого черного тела, температура которого исчисляется 2800-3000 Кельвинами. На практике это выглядит так: свет очень теплый, близкий к солнечному, но не такой теплый, как свет обычной лампы накаливания.
Параметры автомобильного галогена
При выборе новой галогеновой лампы стоит помнить о том, что она описывается целым рядом параметров. Важнейшим автолюбители считают параметр цоколя, хотя для более полного понимания особенностей автомобильной оптики нельзя забывать и об остальных параметрах. Галогеновая лампа имеет следующие характеристики:
- Мощность: от 55 до 65 Ватт;
- Световой поток: от 1450 до 2100 Люмен;
- Светоотдача: от 22 до 32 Люмен на Ватт. Втрое меньше, чем у ксеноновой лампы.
Ключевой особенностью фары является используемый в ней отражатель. Галогеновые фары обычно используют или параболические отражатели, или отражатели свободной формы. Светотеневая граница в совмещенных фарах реализуется посредством установки на галогеновой лампе светоотражающего колпачка или же использовании светового экрана.
После появления на рынке галогенных ламп автомобильную оптику начали адаптировать именно под них. Изначально буквой «H» обозначала галоген, а цифрой после буквы – типоразмер. Теперь такое обозначение является одним из стандартных. Самые распространенные лампы имеют обозначение: h2, h4, H7, H8 и H9. Также пользуются спросом лампы h5/HB2. Все остальные цоколи и типоразмеры не так распространены.
Выбор новой лампы
Купить галогеновую лампу можно как в специализированных магазинах, так и в онлайн-магазинах, на рынках. Последний вариант мы категорически не рекомендуем, поскольку на рынке велик шанс попасться на подделку или же лампу от малоизвестной фирмы, и, обольстившись низкой ценой, купить не лучший продукт. Правильно подобрать детали оптики можно по:
- VIN-коду. Неплохой вариант поиска штатной оптики, но, как правило, автолюбители ищут лампы и фары в сборе другими способами;
- Данным автомобиля. А именно: марка, модель транспортного средства, кузов, год выпуска. Руководствуясь этими данными можно легко найти оригинальную и аналоговую оптику в электронных каталогах. Минус такого способа в том, что могут возникнуть вопросы по совместимости ламп с остальными элементами фар;
- Данным лампы. Кроме уточнения совместимости с цоколем при подборе стоит руководствоваться собственными предпочтениями. Ведущие производители автомобильной оптики предлагают лампы с повышенным сроком службы и низкой яркостью света, которые отлично подойдут тем, кто ездит по хорошо освещенным дорогам. Напротив, можно найти и очень яркий галоген, как, например, Osram Night Breaker Unlimited.
На самом деле при подборе подходящей лампочки можно столкнуться с целым рядом проблем. Фара автомобиля должна гарантировать максимальную освещенность как на скорости до 100 километром в час, так и свыше. Что же выбирать: лампы повышенной яркости или «долгоживущие»? Как показывает практика, оптика известных фирм многофункциональна и хорошо показывает себя практически в любых условиях. Для экстремальных же условий нужны специфические лампы, которые, впрочем, те фирмы, о которых мы вам расскажем, тоже предлагают.
Экскурс по брендам
На примерах рассмотрим лампы под цоколь h5, так они очень распространены. Практически все лампы имеют цветовую температуру до 5000 Кельвин – и встречных водителей не слепят, и хорошо себя показывают в дождь и негустой туман. Итак, ведущие производители и их интересные продукты:
- Osram (Германия). Многими автолюбителям признан как лучший производитель оптики. Предлагает сотни решений по галогеновому, ксеноновому, светодиодному освещению. Недавно в каталогах немецкого производителя появились лампы подсерии Laser, хотя, конечно, лазерными они не являются. Но светят очень хорошо! Одни из самых интересных галогеновых ламп: Original Line, Night Breaker, Fog Breaker. Первая – нестареющая классика, вторая – одна из самых ярких ламп, а третья – отличное решение для езды в туман;
- Philips (Нидерланды). Еще один прекрасный европейский производитель. В каталогах Philips легко запутаться, так что выделим для вас самые интересные и функциональные лампы: Long Life, Vision, X-Treme Vision +130%. Первая лампа – известный долгожитель, а третья является самым яркий на сегодняшний день галогеном;
- Koito (Япония). Как ни странно, японские производители автомобильной оптики известны не очень широко. Их продукция отличается высочайшим качеством, но от европейской отличается разве что чуть более высокой ценой (порядка 5-10%). Пожалуй, лучшая лампа: White Beam. Она светит очень ярко, но при этом ее мощность равна мощности стандартного галогена;
- Narva (Германия). По качеству исполнения Narva практически не уступает Philips и Osram. Видна разница в наполненности каталогов, т.е. у Narva галогеновых ламп не так уж и много. Однако среди них можно отметить много хороших вариантов для автомобильной оптики: Range Power White, Long Life, Heavy Duty.
Категорически не советуем покупать галогеновые лампы любых других производителей, особенно если они относятся к категории малоизвестных. Во-первых, галоген не слишком устойчив к вибрациям, а недобросовестный производитель не вносит в конструкцию лампы дополнительные усиливающие элементы. Во-вторых, некачественный аналог служит очень мало: от пары дней до 3 месяцев.
Вывод
На самом деле выбрать галогеновую лампу головного света очень легко. Автолюбителю нужно лишь руководствоваться ее типом и обращать внимание на фирму-производителя. Отличные лампы изготавливают в Южной Корее и Германии. Кроме того, хорошие варианты можно подобрать в каталогах японских и нидерландских производителей. Как показывает практика, многие водители не доверяют ксенону – он кажется им слишком ярким. На самом деле качественная ксеноновая лампа, которая обычно продается по намного большей цене, нежели галоген, на данный момент является лучшим решением для головного света авто. Бюджет ограничен или свет все равно кажется слишком ярким? Галоген отлично вам подойдет.
какие выбрать, как правильно заменить
Всем доброго времени суток! Сегодня будем говорить с вами про галогеновые лампы для авто. Это достаточно популярный и широко распространенный тип осветительных устройств.
Да, кто-то может сказать, что светодиодные фонари намного лучше и эффективнее. Соглашусь. Но далеко не всегда их монтаж допускается. Как зачастую запрещены и ксеноновые лампы головного света. А вот с галогенками проблем не возникает, на большинстве авто с завода стоят именно они.
Но порой возникает необходимость замены галогеновых ламп, либо автовладелец желает отказаться от старого света на основе ламп накаливания, переоборудовав авто на более эффективные и качественные решения. Но с сентября 2018 года в странах ЕС использовать галогеновые лампы запрещено. Это сделано с целью развития программы энергосбережения. Акцент теперь сделан на светодиодных аналогах. У нас же от галогенок пока никто не отказывается.
Мы начнем, а вы можете оставлять свои отзывы, писать комментарии, делиться личным мнением относительно применения галогенок в оптике транспортных средств.
Основные характеристики
Автомобилиста закономерно интересует то, какие устройства лучше купить и установить на свой автомобиль. Одни предпочитают дорогие японские, других вполне удовлетворяет дешевый вариант китайских галогенок.
Ассортимент действительно огромный. Но, чтобы остановить свой выбор на одном из вариантов, требуется глубже разобраться в особенностях, разновидностях и характеристиках этих устройств. Если вы знаете, что нужно вам, что подходит для вашего автомобиля, и какие приборы свечения не запрещены применительно к конкретному ТС, приобрести и поставить галогеновую оптику будет предельно просто. Делать это самостоятельно или с помощью автосервиса, вопрос несколько иной, и он будет рассмотрен отдельно.
Чтобы лучше познакомиться с этими приборами, нужно взглянуть на их:
- разновидности;
- мощность;
- цветовую температуру;
- эксплуатационный срок и пр.
Если вы хотите взять самые лучшие изделия, но не знаете, какие выбрать и приобрести в Интернет-магазине, предлагаю ознакомиться с некоторыми важными моментами.
Разновидности
Одним из ключевых преимуществ галогенок считается их широкое разнообразие на рынке в Украине, России, Беларуси (в Минске и не только), в странах СНГ и не только.
Выделяют несколько основных разновидностей.
- Устройства повышенной яркости. Способствуют увеличению длины охватываемого светом дорожного плотна;
- С повышенной мощностью. В сравнении со стандартными галогенками, они мощнее в 2-3 раза. Но не каждая электросистема авто может выдержать такую нагрузку;
- Всепогодные модели. Тут используются не белые, а желтые световые потоки, что способствует улучшению видимости в дождь, снег, туман и пр.;
- С увеличенным сроком службы. За счет особой конструкции колбы и спирали такие галогенки служат очень долго, сохраняя свои характеристики;
- С улучшенным визуальным комфортом. Приближаются к светодиодным аналогам, имеют бело-голубой спектр свечения, снимают нагрузку с глаз, понижают утомляемость, улучшают видимость разметки и дорожных знаков.
Еще важно понимать, какая мощность и яркость актуальна для галогенок, поскольку это непосредственно влияет на выбор.
Яркость и мощность
Яркость лампы определяется в люменах. Существуют различные обозначения, показывающие, какие характеристики выдает то или иное устройство.
- h2 говорит о яркости в 1500 люмен;
- для h5 это 1000 и 1600 люмен;
- у H7 обычно по 1500;
- при H8 речь идет о 800 люменах яркости;
- для H9 характерно 2000 л;
- при h21 идет 1350 люмен;
- h26 это 550 люмен и пр.
При выборе галогенок особое внимание уделяют параметрам мощности. Изготовители обещают, что их лампа может выдавать по 90 Ватт, в то время как конкуренты не дают более 50-60 Вт. И большая мощность обеспечивает более эффективное освещение дороги ночью.
Но выбирать мощность нужно исходя из рекомендаций автопроизводителя. Чрезмерно яркие и мощные устройства не всегда в приоритете.
Мощность повышается за счет увеличения напряжения. Слишком мощные устройства провоцируют проблем в электросети машины, способствует увеличению вероятности возгорания. Такие лампы быстрее расходуют ресурс генератора.
Параметры цветовой температуры
Когда на улице яркий и солнечный день, человеческий глаз без проблем может различить все окружающие его предметы на определенном расстоянии. Такое освещение обладает комфортной дневной цветовой температурой.
Диапазон этой комфортной температуры составляет от 4000 до 6500К. Преимущественно для авто применяют галогенки с температурой 6000 К или 5000K. Это так называемый белый свет. Чем температура окажется ближе к таким параметрам, тем с большим комфортом человеческий глаз сможет воспринимать свет от фар. Это снижает усталость водителя, способствует лучшей концентрации внимания. Но около 6000К характеризуется еще и сильным отражением от тумана, капель дождя и снега. То есть 6000К для использования в качестве противотуманок не подходит. Тут нужно переходить на желтый спектр. А это порядка 3000К.
Изначально производитель закладывает в машине наиболее оптимальные характеристики оптики, которых должен придерживаться автовладелец.
Конструктивные особенности
Выбирая галогенки обычного типа или под ксенон, не лишним будет обратить внимание на конструктивные особенности или строение изделий.
Они могут существенно отличаться друг от друга. Разницу определяет не просто цена, а возможность использования устройств в тех или иных приборах освещения транспортного средства.
- Фланцевые лампы применяются для головной оптики. Чаще всего это изделия с цоколем H7 или h5;
- Сфера применения софитных изделий ограничена поворотниками и подсветкой салона;
- Штифтовые ставят в габариты, стоп-сигналы и поворотники;
- Бесцокольные галогенки получили наиболее широкое распространение в приборной панели и габаритах;
- Со стекло-пластиковым патроном являются аналогом бесцокольных ламп. Ставят в основном в качестве подсветки приборной панели;
- С уплотняющим цоколем. Актуальны для фар с маркировкой h5, H9 и h21.
Чтобы не возникало проблем с тем, разрешены галогенки для вашего авто или нет, подробно изучите руководство по эксплуатации. Там же вы найдете всю необходимую информацию о выборе ламп и подборе их характеристик.
Нюансы установки
Наглядный тест показал, что хорошие галогенки прекрасно справляются со своими задачами. Да, они уступают светодиодам, но и стоят значительно меньше. Плюс порой на машину нельзя установить никакую другую оптику кроме как галогеновой.
Если вы решили поставить лампы самостоятельно, стоит придерживаться нескольких рекомендаций:
- Внимательно изучите корпус фары для определения последовательности демонтажных работ. В некоторых случаях фара снимается очень тяжело, в других буквально парой движений;
- Не хватайтесь руками за стекло колбы, либо используйте для этого специальные перчатки;
- Если оставить пятна, из-за высокой температуры (порой около 800 градусов Цельсия) устройство может повредиться и взорваться;
- Запачкав колбу, обязательно протрите ее с помощью смоченной в спирте салфетки;
- При подключении следите за штифтами. Их нельзя повредить;
- Пройдите процедуру регулировки фар;
- По завершению монтажа протестируйте новые фары.
Учтите, что не на всех современных авто выполнить замену ламп можно своими руками. Иногда требуется обращаться в специализированные сервисные центры, в которых есть соответствующее оборудование и навыки мастеров.
Еще советую отдавать предпочтение ведущим изготовителям, которые регулярно попадают в рейтинг лучших. К ним можно отнести такие бренды как Philips (Филипс), Фукура, Koito, Osram, Bosch и General Electric.
Напоследок рекомендую почитать наш недавний материал, в котором речь шла про ксенон и биксенон. Заодно сделаете выводы касательно того, что лучше между ксеноном и галогенками.
На этом у меня все. Всем удачи и хорошего настроения!
Подписывайтесь на наш сайт, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и рассказывайте о нас своим друзьям!
Галогенная лампа — Википедия
Галогенная лампа Галогенная лампа накаливания с цоколем Е27 и двойной колбойГалоге́нная ла́мпа — лампа накаливания, в баллон которой добавлен буферный газ: пары галогенов (брома или иода). Буферный газ повышает срок службы лампы до 2000-4000 часов и позволяет повысить температуру спирали. При этом рабочая температура спирали составляет примерно 3000 К. Эффективная светоотдача большинства массово производимых галогенных ламп на 2012 год составляет от 15 до 22 лм/Вт.
Галогенный цикл, лежащий в основе принципа действия ламп данного типа, был открыт в 1915 году Ирвингом Ленгмюром во время исследования адсорбции газов на твёрдых поверхностях. В своих исследованиях Лэнгмюр использовал источник света с двумя вольфрамовыми спиралями, находящимися в атмосфере, содержащей пары галогенов. Он обратил внимание, что если в такой конструкции включать только одну спираль, то вторая, холодная, постепенно истончается при работе прибора вплоть до полного исчезновения, а раскалённая, наоборот, становится толще[1].
Коммерческие галогенные лампы, основанные на данном регенеративном действии, появились тем не менее, достаточно поздно, в 1959 году, что позволило повысить КПД, который для обычных ламп накаливания в то время составлял немногим более 2 %[1].
В лампе накаливания электрический ток, проходя через тело накала (обычно — вольфрамовую спираль), нагревает его до высокой температуры. Нагреваясь, тело накала начинает светиться. Из-за высокой температуры атомы вольфрама испаряются с поверхности тела накала (вольфрамовой спирали) и осаждаются (конденсируются) на менее горячих поверхностях колбы, ограничивая срок службы лампы.
В галогенной лампе окружающий тело накала иод или бром (совместно с остаточным кислородом) вступает в химическое соединение с испарившимися атомами вольфрама, препятствуя осаждению последних на колбе. Этот процесс является обратимым — при высоких температурах вблизи тела накала соединения вольфрама распадаются на составляющие вещества. Атомы вольфрама высвобождаются таким образом либо на самой спирали, либо вблизи неё. В результате атомы вольфрама возвращаются на тело накала, что позволяет повысить рабочую температуру спирали (для получения более яркого света), продлить срок службы лампы, а также уменьшить габариты по сравнению с обычными лампами накаливания той же мощности.
Галогенные лампы одинаково хорошо работают на переменном и постоянном токе. При применении плавного включения срок службы может быть повышен до 8000-12 000 часов.
Достоинством галогенных ламп является минимально возможное мерцание при питании переменным током промышленной частоты и более высокая эффективность преобразования энергии в видимый свет в сравнении с другими лампами накаливания. Недостатком этой системы является то, что распад галогенидов вольфрама при обратном переносе на спираль осуществляется неравномерно и зависит от температуры участков спирали. В результате, на ней образуются со временем утолщения и утоньшения, приводящие к разрушению, хотя и, конечно, гораздо медленнее, чем у простых ламп накаливания при той же температуре. При использовании галогенных ламп в сети переменного тока совместно с диммером может возникать низкочастотный акустический шум, но его нельзя отнести к недостаткам самих ламп. Утилизация их не требует особой процедуры, поскольку эти источники света не содержат веществ и материалов, опасных для окружающей среды и живых организмов (не путать с металлогалогенными лампами!).
Компактность[править | править код]
Добавление галогенов предотвращает осаждение вольфрама на стекле, при условии, что температура стекла выше 250 градусов Цельсия. По причине отсутствия почернения колбы галогенные лампы можно изготавливать очень компактными. Малый объём колбы позволяет, с одной стороны, использовать большее рабочее давление (что опять же ведёт к уменьшению скорости испарения нити) и, с другой стороны, без существенного увеличения стоимости заполнять колбу тяжёлыми инертными газами, что ведёт к уменьшению потерь энергии за счёт теплопроводности. Всё это увеличивает срок службы галогенных ламп и повышает их эффективность (КПД).
Цветопередача[править | править код]
Галогенные лампы обладают хорошей цветопередачей (Ra 99-100), поскольку их непрерывный спектр близок к спектру абсолютно чёрного тела с температурой 2800-3000 K. Их свет подчёркивает тёплые тона, но в меньшей степени, чем свет обычных ламп накаливания.
Хотя галогенные лампы не достигают эффективности люминесцентных и тем более светодиодных ламп, их преимущество состоит в том, что они могут быть без каких-либо доработок использованы для замены обычных ламп накаливания, например, с диммерами и с выключателями с подсветкой («с огоньком»).
Галогенные лампы также активно используются в автомобильных фарах благодаря их повышенной светоотдаче, долговечности, устойчивости к колебаниям напряжения, малым размерам колбы. Они обозначаются латинской буквой «H» (halogen). После буквы идёт цифровое обозначение цоколя, например, h2, h5, h21, h25, h37. Также встречаются обозначения HB1, HB3, HB4.
Мощная осветительная галогенная лампа (~230 В, 150 Вт, L=118 мм)Мощные галогенные лампы используются в прожекторах, рампах, а также для освещения при фото-, кино- и видеосъёмке, в кинопроекционной аппаратуре, в офсетной и флексографической печати и шелкографии, для экспонирования и сушки материалов, чувствительных к ультрафиолетовому излучению.
Галогенные лампы с небольшой температурой тела накала являются источниками инфракрасного излучения и используются в качестве нагревательных элементов, к примеру в электроплитах[2], микроволновках (гриль), паяльниках (спайка ИК-излучением термопластов).
Лампа типоразмера MR16Галогенные лампы могут быть изготовлены как в компактных типоразмерах MR16, MR11 с цоколем GU 5.3, G4, GY 6.35 (на 12 вольт) или G9, GU10 (на 220 или 110 вольт), так и с цоколем Эдисона Е14 или Е27 (на 110 или 220 вольт), линейные с цоколем R7 различной длины (L=78 мм, L=118 мм и др.). Колба ламп может быть прозрачной, матированной, а также иметь рефлектор и/или рассеиватель.
Лампы типоразмеров MR не предназначены для установки в транспортных средствах (автомобилях, мотоциклах, велосипедах), при подключении через трансформатор к бытовой сети могут использоваться для стационарного освещения («точечное освещение», компактные светильники).
Лампы типоразмера GU используются для стационарного освещения и в отличие от ламп MR подключаются к бытовой сети без трансформатора. Определить тип лампы (MR или GU), установленной в светильнике или световой «точке», не вынимая лампу, можно, проследив характер изменения яркости лампы при включении и выключении. Лампа GU загорается и гаснет практически мгновенно, а лампа MR — плавнее, обладая определённой инерцией (порядка 1/2 секунды).
Лампы с цоколем Е14 (миньон) или Е27 (стандарт) предназначены для замещения обычных ламп накаливания. Они снабжены дополнительной внешней колбой (по форме и размерам напоминающей колбу обычных ламп накаливания), защищающей внутреннюю кварцевую колбу от загрязнений, случайных прикосновений и контакта с легкоплавкими материалами.
Из-за высокой рабочей температуры колбы изготавливаются из кварцевого стекла. Галогенные лампы очень чувствительны к жировым загрязнениям, поэтому их нельзя касаться даже чисто вымытыми руками. При быстром нагреве лампы после её включения эти загрязнения начинают испаряться, охлаждая ту часть колбы, на которой они находятся. Из-за неравномерности нагрева стекла в нём возникают сильные внутренние напряжения, которые могут разрушить колбу — лампа буквально взрывается с большим количеством осколков.
При установке ламп следует держать колбу лампы через чистую салфетку (или в чистых перчатках), а при случайном касании тщательно протереть колбу тканью, не оставляющей волокон (например, микрофиброй) с обезжиривателем. Обычный этиловый спирт для этих целей не очень подходит, т. к. слабо растворяет жиры и оставляет белёсые разводы.
Поскольку колба галогенной лампы разогревается до пожароопасных температур, то её следует монтировать так, чтобы в дальнейшем полностью исключить всякую возможность её соприкосновения с любыми находящимися поблизости предметами и материалами, и тем более человеческим телом.
При использовании галогенной лампы с диммером необходимо время от времени включать лампу на полную мощность примерно на 10 минут, чтобы испарить накопившийся на внутренней части колбы осадок иодида вольфрама[3].
Новым направлением развития ламп является так называемые IRC-галогенные лампы (сокращение «IRC» обозначает «инфракрасное покрытие»). На колбы таких ламп наносится специальное покрытие, которое пропускает видимый свет, но задерживает инфракрасное (тепловое) излучение и отражает его назад, к спирали. За счёт этого уменьшаются потери тепла и, как следствие, увеличивается эффективность (КПД) лампы. По данным фирмы OSRAM потребление энергии снижается на 45 %, а срок службы удваивается (по сравнению с обычной галогенной лампой). Такая галогенная лампа мощностью 65 Вт даёт световой поток 1700 лм, то есть имеет световую отдачу 26 лм/Вт[4]. Это примерно вдвое меньше световой отдачи компактной люминесцентной лампы мощностью 30 Вт (1900 лм), требующейся для создания аналогичного светового потока, и вдвое больше световой отдачи простой лампы накаливания.