Что такое аккумулятор — гелевые батареи, AGM и EFB?
В настоящее время помимо аккумуляторов «классической» конструкции (с жидким электролитом), так называемые SLI батареи, существуют также гелевые аккумуляторы и батареи, созданные по технологии AGM, а также по технологии EFB.
Гелевые батареи — это модификация стандартных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, в которых вместо жидкого электролита используется так называемый «загущенный»: в электролит добавляется загуститель, в результате чего он переходит из жидкого состояния в гелеобразное. «Гелеобразность» электролита предотвращает возможность его выливания и исключает газовыделение в процессе эксплуатации батареи. Основной же недостаток, присущий гелевым батареям, — повышенное внутреннее сопротивление (следствие того, что электролит менее текучий). Это препятствует получению высоких токов, и именно поэтому гелевые батареи мало применяются в качестве стартерных автомобильных батарей и используются, в основном, в качестве резервных источников питания.
Батареи, созданные по EFB-технологии, являются промежуточным звеном между батареями «классической» конструкции (SLI) и AGM-батареями и характеризуются следующими свойствами:
- В 2 раза выше устойчивость к циклированию по сравнению с SLI батареями благодаря пленкам из полиэстера, нанесенным на положительные пластины.
- Улучшенный прием заряда.
- Повышенная плотность активной массы по сравнению с SLI батареями.
- Повышенный пусковой ток.
Пример применения технологии EFB — VARTA Blue Dynamic EFB (прежнее название — Start-Stop EFB).
Батареи конструкции AGM, к которым относятся, в частности, аккумуляторы OPTIMA, VARTA Silver Dynamic AGM (прежние названия — Start-Stop Plus и ULTRA Dynamic), BOSCH S5 AGM (прежнее название S6 HighTech), ENERGIZER Premium AGM, ATLAS ABX AGM, а также мотоциклетные аккумуляторные батареи VARTA Powersports AGM (FUNSTART AGM) и BOSCH M6 AGM, — это другой тип батарей, которые, с одной стороны, имеют положительные свойства гелевых батарей — способность работать в любом положении и отсутствие газовыделения при нормальном режиме эксплуатации — и одновременно с этим лишены присущих гелевым батареям недостатков.
Технология AGM (Absorbed Glass Mat) предполагает, что электролит в корпусе батареи находится не в свободном жидком или гелеобразном виде, а абсорбирован в высокопористой волокнистой стеклоткани-сепараторе, плотно прижатой к пластинам (при этом сам электролит – жидкий). В результате достигается высокая степень контакта электролита с активной массой пластин и, как следствие, снижается собственное сопротивление батареи.
AGM-батареи имеют совершенно уникальные эксплуатационные свойства:
- Существенно более высокие пусковые характеристики по сравнению с батареями SLI и более высокие по сравнению с EFB-аккумуляторами.
- AGM-батареи выдерживают в 3-4 раза больше циклов разряда-заряда, чем обычные свинцово-кислотные стартерные батареи.
- AGM-батареи способны выдерживать более глубокие разряды: если обычные свинцово-кислотные стартерные батареи можно разряжать на 10-15 % без возникновения необратимых повреждений, то AGM-батареи – на 25-30 %. Это означает, что AGM-батареи без участия генератора способны снабжать электропитанием более энергоемкие системы автомобиля.
- AGM-батареи принимают заряд в два-три раза быстрее, т.е. после разряда быстрее заряжаются до 100 %. Вследствие этого удается избежать длительно нахождения батареи в недозаряженном состоянии, что крайне губительно для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
Аккумуляторные батареи OPTIMA, обладая всеми преимуществами технологии AGM, отличаются еще и тем, что пластины в них не прямоугольные и плоские (как в батареях «классической» конструкции), а представляют собой длинные ленты, плотно скрученные в рулон (инновационная система SPIRALCEL®-TECHNOLOGY).
Вследствие использования такой конструкции батареи OPTIMA могут не только безопасно работать в любом положении и выдерживать вибрации, которые не может выдержать ни одна батарея «классической» конструкции, но и способны работать с поврежденным корпусом, например, с пробоинами. Конструкция
Чтобы купить авто аккумулятор, воспользуйтесь формой подбора.
Кому нужен автомобильный аккумулятор AGM? — журнал За рулем
Что такое аккумулятор AGM? Формально говоря, автомобильный аккумулятор AGМ — то же самое свинцово-кислотное изделие, к которому привыкли многие поколения автомобилистов, но при этом оно гораздо совершеннее своих предков и в ближайшее время полностью вытеснит их с рынка. Сегодняшние области применения AGМ — это автомобили с режимом «старт-стоп» (на таких батареях часто так и пишут — «Start Stop»), машины с повышенным энергопотреблением (МЧС, «скорая») и т. п. Но уже завтра «простой» автомобильный аккумулятор потихоньку уйдет в историю…
09
Взаимозаменяемы ли AGМ и обычные батареи между собой? Если у вас была установлена батарея AGM, то и менять ее следует только на AGM, а не на «обыкновенную» — такая замена на практике только в безвыходной ситуации и лишь временный вариант. Обратная же замена вполне допустима, но нецелесообразна экономически: батареи AGM дороже обычных примерно в полтора, а то и в два раза!
AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления аккумуляторов с абсорбированным электролитом, которым пропитаны микропоры сепаратора. Свободный объем этих микропор разработчики используют для замкнутой рекомбинации газов, тем самым не давая испаряться воде. Водород и кислород, покидающие отрицательную и положительную пластины соответственно, попадают в связанную среду и вновь соединяются, оставаясь внутри батареи.
03Start-Stop zr02–12
Внутреннее сопротивление такой батареи ниже, чем у «жидких» предшественниц, поскольку проводимость сепаратора из стекловолокна лучше по сравнению с традиционными «конвертами» из полиэтилена. Поэтому она способна отдавать более высокие токи. Плотно сжатый пакет пластин мешает активной массе осыпаться, что позволяет выдерживать глубокие циклические разряды. Такой автомобильный аккумулятор может работать хоть вверх ногами. А если разбить ее вдребезги, то даже в этом случае ядовитой лужи не будет: связанный электролит должен остаться в сепараторах.
Подробнее об автомобилях с режимами «старт-стоп» (а именно там и применяют такие аккумуляторы) можно прочитать по ссылке.
[размеры аккумуляторов] [марки и цены аккумуляторов] [гарантия и зарядка аккумуляторов]
Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Автомобильные аккумуляторы — обзор — журнал За рулем
Какие бывают АКБ, что означают аббревиатуры, которыми помечены батареи, есть ли достойная альтернатива привычному аккумулятору, на чем ездит Tesla… — ответы на эти и другие вопросы дает эксперт «За рулем».
Самые массовые автомобили по-прежнему оснащают свинцовокислотными батареями с жидким электролитом. Машины с системами «старт-стоп» имеют более дорогие батареи EFB или AGМ. В гибридах для пуска двигателя также применяют AGM-батареи. И только экзотические электромобили обходятся без «свинца», предпочитая литий-ионные источники электричества. Пробуем разобраться в перспективах источников питания для автомобилей.
Можно ли использовать никель-металлгидридные (Ni-MH) батареи в качестве стартерных?
Батареи Ni-MH — разновидность щелочных батарей. Из-за высокого внутреннего сопротивления применять их в качестве стартерных нецелесообразно. Кроме того, по причине более низкого напряжения каждого аккумулятора батарею придется составлять не из шести аккумуляторов по 2 В, а уже из десяти. А требования к их правильному использованию (например, обязательность полного разряда перед зарядом) привели к вытеснению Ni-MH из большинства портативных устройств.
Самые реальные претенденты на место «обычных» свинцовых батарей — это AGM типа VRLA (например, Optima) или типа TPPL (например, Odyssey). Основной сдерживающий фактор высокая цена.Самые реальные претенденты на место «обычных» свинцовых батарей — это AGM типа VRLA (например, Optima) или типа TPPL (например, Odyssey). Основной сдерживающий фактор высокая цена.
Если литиевые батареи подешевеют, можно ли будет использовать их вместо стартерных?
Разговоры о том, что стоимость литиевых батарей падает, относятся разве что к батарейкам для компактных гаджетов. Силовые аккумуляторы, приведенные в таблице, подешевеют не скоро. Литиевые стартерные батареи иногда используют в спортивных машинах и мотоциклах. Их единственное реальное преимущество — снижение массы более чем вдвое по сравнению с обычным «свинцом». Это важно, когда идет битва за доли секунды.
Литиевые батареи требуют более трудоемкого обслуживания и внимательного отношения при эксплуатации, в то время как создатели современных автомобилей, наоборот, стремятся избавить водителя от лишней головной боли. Если же ставить такую батарею по всем правилам, то есть с системой контроля и регулирования параметров, то она обойдется втрое дороже самой дорогой батареи AGМ, которую, кстати, не нужно обслуживать. Вдобавок литиевые батареи плохо работают при отрицательных температурах.
Решена ли проблема с утилизацией литиевых аккумуляторов?
Нет, не решена — ни в России, ни за рубежом. Например, в Европе вводят дополнительные налоги на утилизацию, но технология до конца не отработана. Бывшие в употреблении литиевые батареи некоторых типов используют повторно, что сокращает вред, наносимый окружающей среде. Но в целом разборка и переработка литиевых батарей (равно как и щелочных) коммерчески неинтересны. В зависимости от культуры сбора отходы либо захоранивают по определенным правилам, либо просто отправляют на свалку. Кстати, свинцовые батареи перерабатываются на 99%.
Электромобили пойдут своим путем и в массовый сегмент придут не скоро. А основную работу на автомобилях с ДВС по-прежнему будут выполнять свинцовокислотные АКБ.Электромобили пойдут своим путем и в массовый сегмент придут не скоро. А основную работу на автомобилях с ДВС по-прежнему будут выполнять свинцовокислотные АКБ.
Почему прорекламированные несколько лет назад батареи EFB фактически сошли со сцены?
Батареи EFB были разработаны как дешевая альтернатива AGM для машин с системой «старт-стоп». Но характеристики AGM оказались значительно лучше, поэтому покупать батареи EFB оказалось невыгодно. В дополнительном слое сепаратора EFB есть минимальные конструктивные отличия от обычных батарей с жидким электролитом, что в эксплуатации дает бóльшую стойкость к глубоким разрядам. В обычном автомобиле средняя глубина разряда батареи — 15%, а в автомобиле с постоянно работающей системой «старт-стоп» — до 40%. Дополнительная пленка на поверхности положительных пластин препятствует оплыванию активной массы с решеток. Таким образом, у обычной стартерной батареи срок службы сокращается, а у EFB остается на прежнем уровне.
Есть ли прорыв в применении суперконденсаторов в качестве источников питания?
Были попытки использовать суперконденсаторы как параллельный источник для пуска двигателя. Их достоинство — большой пусковой ток. Но кратковременный. Поэтому заменить аккумуляторы они не могут.
Чем принципиально отличается батарея Optima от остальных AGM — только лишь спиральной конструкцией?
Optima отличается не только спиральными пластинами. Главное — это решетки пластин из чистого (99,9%) свинца, в то время как у всех стартерных AGM-батарей решетки сделаны из свинцовокальциевых сплавов с легирующими добавками. Кальций нужен для придания решеткам прочности. Отсутствие примесей означает улучшение разрядных и зарядных характеристик. Сегодня на рынке всего две такие батареи — Optima и Odyssey. При сравнимых габаритах появившаяся раньше Optima содержит меньше свинца, а потому обладает несколько худшими характеристиками (например, внутренним сопротивлением около 2,0–2,5 мОм)
AGM аккумуляторы что это
Ответ:Аккумуляторная батарея по технологии AGM , в переводе на русский это пропитанное стекловолокно.
Рассмотрим АКБ AGM типа, Корпус изготовлен из высокопрочного пластика, внутри свинцовые пластины, которые плотно обернуты матами из стеклоткани, в них электролит находится в связанном состоянии.
В такой конструкции пропитавшаяся кислота не вытекает из батареи, в каком бы положении она не находилась. При заряде выделяемые газы абсорбируются в волокне и не выделятся в окружающую среду. А встроенный аварийный клапан не позволит разорвать корпус АКБ при перезаряде.
Плотно прилегающие стекловолокна не позволяют осыпаться отработавшим оксидам свинца на дно батареи, что происходит в АКБ классического вида, это предотвращает замыкание пластин, и преждевременного выхода из строя аккумулятора.
Впервые такая AGM батарея была разработана и произведена для нужд военной авиации в 70 годах , и используются в бомбардировщиках Б 2. Нашли они применение и в подводных лодках. Аккумуляторы такого типа не боятся вибрации и могут эксплуатироваться в любом положении. В наше время AGM аккумулятор может купить каждый для ИБП или бесперебойника для котла.
Аккумулятор как мы знаем, предназначен для накопления электроэнергии. В них запас энергии происходит электрохимическим способом. Самыми доступными и распространенными, на сегодняшний день, является свинцово кислотные АКБ. Они подразделяются на несколько типов.
А) АКБ обычные кислотные, обслуживаемые постепенно выходят из обращения.
Б)АКБ кислотные необслуживаемые, сейчас активно применяются в автомобилестроении, ИБП, к ним относятся батареи Гелиевые, и Батареи AGM .
Все они работают по одному принципу электрохимической реакции, т.е . кислота реагируя со свинцом, обмениваясь электронами, накапливает и отдает электричество.
В батареях AGM и Гелиевых аккумуляторах применяется особый сплав свинца с кальцием. Такой сплав позволяет батарее выдерживать более длительный и глубокий разряд.
При зарядке таких батарей требуется зарядное устройство для AGM аккумуляторов, в которых зарядное напряжение не должно превышать 14.4 вольт, при более высоком напряжении происходит активное выделение газов , что может повредить аккумулятор.
В бесперебойниках Эковольт серии PRO, есть регулировка для выбора типа подключенных батарей, позволяющая существенно увеличить срок службы аккумулятора AGM 100 А/ч
Главным конкурентом AGM батарей являются так называемые гелиевые аккумуляторы. Конструкция гелиевых батарей схожа, но более дорогая. Промежутки между пластинами заполнены электролитом сгущенным до состояния геля.
Гелиевый электролит плотно заполняет все пустоты, и при застывании образует трещины и поры в своей структуре. Такая технология исключает осыпание оксида, и риск замыкания пластин сводится к нулю. В поры абсорбируются газы, образующиеся при химических реакциях.
Такие батареи тоже не выделяют газов в окружающую среду. Но такие АКБ боятся резких перепадов температуры, может произойти отслоение пористого вещества от пластин, что резко снижает емкость аккумулятора.
Срок службы( т.е. циклов заряд разряд несколько выше чем у AGM батарей) . Но цена гелиевых батарей на 30 — 40% выше чем батарей AGM.